Сущность и диалектический характер процесса познания

Учение о познании возникло вместе с появлением философии и связано с решением второй стороны основно­го вопроса философии, т.е. как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру. Ответ на этот вопрос составляет важный компонент мировоззрения, раскрывает возможности человека правильно познавать и преобразовывать мир.

Представители различных философских школ и на­правлений по-разному отвечали на вопрос о познаваемости мира. Одни из них признавали принципиальную возмож­ность познать окружающий мир, другие ограничивали по­знавательные возможности человека, третьи вообще счита­ли, что объективный мир непознаваем (агностицизм).

Постепенно учение о познании сложилось в особую область философской науки - гносеологию, и философия выполняет гносеологическую (теретико-познавательную) функцию.

Можно условно выделить три группы задач, решаемых теорией познания:

Первая группа - это задачи, связанные преимущественно с характеристикой объекта познания (выявление источника знания и условий познавательного процесса, характеристика объектов познания).

Вторая группа - это задачи, относящиеся преимущественно к обоснованию субъекта познания (определение субъекта познания, раскрытие его роли в процессе познания).

Третья группа - это задачи, связанные с раскрытием содержания и сущности процесса отражения, (обоснование закономерностей познавательного процесса, анализ содержания и форм познания как отражения, оценка результатов познания).

Познание - это обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Так что же является объектом познания? 1) Объек­том познания выступает определенная часть, фрагмент ма­териального мира, на которую направлена познавательная деятельность. 2) Объектом познания выступают различные проявления сознательной деятельности человека, духовные процессы, духовный мир людей. 3) Объектом познания вы­ступает идеализированные теоретические объекты науки.

А что такое субъект познания? Во-первых, это об­щественный, социально сформировавшийся человек, а шире - человеческое общество в целом. Во - вторых, ха­рактеризуя субъект познания, следует отметить его актив­ность в ходе познания. Он воспроизводит объект в своем сознании, создавая идеальный образ, полнота и точность которого зависят и от социального опыта человека, его зна­ний, и от структуры, особенностей органов чувств субъек­та, его чувств, воли, эмоций.

Таким образом, признание внешнего мира и его отражение в человеческой голове являются исходным принципом теории познания.

Отражение - это воспроизведение взаимодейст­вующими телами особенностей и свойств друг друга. Отражение как познание появляется лишь на уровне чело­веческого мышления. Конечно, человек обладает не только такой формой отражения, как сознание, а в «снятом», пре­образованном виде всеми формами отражения, которые присущи животным, растениям, микроорганизмам и пред­метам неживой природы. Получается стройная эволюцион­ная линия, звеном которой является конкретно-исторический человек с его особенностью мыслить с по­мощью мозга.

Результатом отражения выступает идеальное, ко­торое закрепляется в сознании в виде образа. Все формы сознания от ощущения до понятий и научных теорий носят образный характер. Образ - это предметное и обобщенное отображение, существенными чертами которого является сходство, подобие его источнику, определенная степень адекватности. Образное отражение имеет информационный характер, и определение информации как содержания отражения наиболее распространено в нашей литературе. Информация - это не просто знание, а та часть знания, которая используется для активного действия, для управления, то есть в целях сохранения и развития определенной системы.

История познания показывает, что знания обуслов­лены потребностями общества, запросами производства. Если у общества появляется техническая потребность, то она двигает науку сильнее, чем десяток университетов. Начиная с античной философии и до настоящего времени гносеологические проблемы «задавались» потребностью производства и практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: