Анализ себестоимости продукции

Себестоимость продукции — обобщающий показатель произ­водственной, деятельности организации, который зависит от объе­ма выпуска продукции, потребляемых ресурсов и эффективности их использования. Эффективность использования отдельных ви­дов ресурсов измеряется показателями материалоотдачи, фондоот­дачи, производительности труда (выработки) и другими относи­тельными показателями. Эффективность использования ресурсов в совокупности можно оценить с помощью показателя себестои­мости единицы, продукции или расходов на один рубль произво­димой продукции.

Объектом учета и анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдель­ных изделий, узлов и деталей, отдельных технологических процессов и операций. Для организаций с массовым характером производства и узкой номенклатурой выпускаемых изделий объектом учета может быть, деталь. В этом случае целесообразно проводить анализ себестоимо­сти единицы продукции по видам изделий. При серийном произ­водстве возрастает номенклатура, и невозможным становится поде­тальный учет и анализ затрат, поэтому изучаются затраты на типо­вое изделие или узел (на планово-учетную единицу). При единич­ном производстве объектом учета и анализа становится заказ.

Одно из направлений анализа себестоимости — анализ себе­стоимости единицы продукции или расходов на один рубль товар­ной продукции.

Независимо от типа и условий производства, себестоимость то­варной продукции можно представить как сумму произведений се­бестоимости единицы продукции по каждому наименованию вы­пускаемой продукции и количества изделий, а объем товарной про­дукции — как произведение количества продукции по каждому из­делию на соответствующие цены. Себестоимость 1 руб. товарной продукции определяется по формуле:

Ус = ∑ qi * сi / ∑qi * рi,

где Ус - себестоимость 1 руб. товарной продукции (уровень затрат);

qi - объем выпуска изделий в натуральных показателях i-го наименования;

сi - расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции);

рi - цена одного изделия;

n - количество наименований изделий в номенклатуре.

В свою очередь объем выпуска продукции в натуральных показателях может быть представлен как произведение общего объема выпуска по сопоставимому перечню изделий (Qобщ) на удельный вес соответствующего изделия в общем объеме выпуска (Di,):

qi = Qобщ * Di.

Тогда расчет себестоимости 1 руб. товарной продукции (Ус) имеет вид:

Ус = ∑ Qобщ * Di * сi / ∑ Qобщ * Di * рi = ∑ Di * сi / ∑ Di * рi­.

В свою очередь, на себестоимость изделий каждого наименования влияет удельная величина затрат каждого вида. Условно эту зависимость можно представить:

сi = ∑ zj * pj

pj — величина затрат, ресурсов;

zj — цена за единицу ресурса j-го вида.

Таким образом, непосредственное влияние на изменение уровня расходов на 1 руб. товарной продукции оказывают следующие четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

ü структура выпуска продукции;

ü уровень расходов на производство единицы продукции;

ü цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы;

ü цены на продукцию.

 




double arrow
Сейчас читают про: