Правовой статус судьи — это совокупность правовых положений, которые включают в себя правила назначения на должность судьи, правила освобождения от должности, социальные и правовые гарантии независимости, требования, предъявляемые к судье, ответственность судьи, а также его права и обязанности. Все судьи Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.
При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.
Финансирование судов, материальное и социальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.
Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.
Определяя высокий статус судьи, закон устанавливает для него дополнительные гарантии независимости, которые обеспечиваются предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным порядком прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.
Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответствующее обращение. Судьи и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном порядке обеспечиваются медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета. Судьи подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством за счет средств республиканского учреждения.
Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности. Согласно закону судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае необходимости лишения неприкосновенности Председателя и судей Верховного Суда Республики, без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого преступления.
В то же время к судье предъявляются определенные требования нравственного свойства, которые также закрепляются в законе. В частности, судья обязан: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан; при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности; противостоять любым попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия; соблюдать тайну совещания судей.
Высказывание судьей в какой-либо форме предварительных суждений по делу, находящемуся в его производстве, недопустимо. Судья свое мнение по конкретному делу высказывает только в совещательной комнате.
Пока судья осуществляет свои полномочия, он не может быть перемещен без его согласия, его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным конституционным законом.
Полномочия судьи приостанавливаются, если: судья зарегистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан; судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим; дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности; имеется решение дисциплинарно- квалификационной коллегии судей о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом; имеется заключение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда; при переходе на другую работу. Приостановление полномочий судьи осуществляется: в отношении Председателя Верховного Суда — Президентом Республики Казахстан; в отношении всех остальных судей Республики — Председателем Верховного Суда. Полномочия судьи возобновляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.
Пребывание в должности судьи допускается до достижения им предельного возраста — 65 лет, который в исключительных случаях может быть продлен Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета не более чем на пять лет.
Институт отставки судьи является одним из средств обеспечения независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. Отставкой признается особая форма прекращения полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию и стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности и иных социальных гарантий.
С 1 января 2007 года введено в действие дополнение в Конституционный закон, предусматривающее создание Судебного жюри из семи членов для проверки профессиональной состоятельности действующих судей. В состав жюри вправе войти судьи Верховного Суда или находящиеся в отставке, а также судьи местных судов, имеющие большой авторитет. Жюри может обязать судью в отведенные сроки повысить профессиональный уровень или признать не соответствующим занимаемой должности, принять решение о том, что судья по своему профессиональному уровню не соответствует занимаемой должности, что влечет основание для лишения его судейского статуса.