В конце XIX — начале XX века

 

В конце XIX — начале XX века в России сохранялась самодержавная форма правления. Образовалась пропасть между идейными стремлениями различных слоев общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существовавшего строя. Народ, вернее его мыслящая часть, стремилась к строю правовому на основе гражданской свободы.

Из курса истории России мы знаем о кризисе общества, проигранной войне, рабочих и крестьянских волнениях. Назревавшая революционная ситуация соответствовала формуле: «верхи не могут, низы — не хотят». Выход был один — конституционная реформа строя, которую правительство и начало осуществлять.

С восстания декабристов слово «конституция» ни в какой форме правительством не принималось, но в ходе реформ, проводимых правительством в царствование Александра II (т.е. в 60-70 гг. XIX в.), неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами. Генерал-губернатор,

 

66 | Конституционное право Российской Федерации


в последствии министр внутренних дел России с августа 1880 по май 1881г. граф М.Т. Лорис-Меликов выдвинул в яде 70-х гг. идею привлечения «наиболее благонадежных элементов» из земской цензовой общественности к участию в обсуждении ряда государственных дел; император одобрил эту идею, но не успел подписать «первую русскую конституцию». Он был убит 1 марта 1881г.

Наступившая реакция на долгие годы «похоронила» идею конституции в России.

Время, однако, не стояло на месте, и назревшая в начале XX в. революционная ситуация в стране переломила сопротивление правительства, и 6 августа 1905г. Манифестом Николая II была учреждена Госдума.

17 октября 1905г. был издан новый Манифест. В нем указывалось:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь уже к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за­сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению неслыханной смуты и напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

В соответствии с этим Манифестом Государственная Дума получила законодательные права. Однако преобразование 20 февраля 1906г. Государственного совета в верховную законодательную палату, издание 8 марта 1906г. правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906г, сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной Думы. В перерывах между заседаниями Госдумы законодательные функции передавались императору, с тем что-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: