Конституционное право Российской Федерации


Конституции Российской Федерации, можно определить как систему публичных конституционных обязанностей. Они довольно компактно расположены в системе конституцион­ных норм: ст. 57—59 Конституции РФ.

Публичные конституционные обязанности имеют общие черты и особенности. Их объединяет общая правовая при­рода, единство обусловившего их интереса и качество выс­шего правового веления.

Качеств, которые их отличают, несколько больше. Во- первых, публичные конституционные обязанности разнят­ся своим адресатом: исключительно к гражданам Россий­ской Федерации обращена обязанность защищать Отечество (ч. 1 ст. 59); и гражданам РФ, и лицам, таковыми не явля­ющимся, адресованы обязанность платить законно установ­ленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богат­ствам (ст. 58).

Во-вторых, публичные конституционные обязанности отличаются друг от друга содержанием публичного интере­са, который может быть реализован путем, например, уп­латы налогов и сборов; сохранения природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам.

В-третьих, публичные конституционные обязанности раз­личаются по механизму своей реализации: для одних поря­док реализации установлен федеральным законом (ч. 2 ст. 59), для других, — законом (ст. 57), для третьих — вообще не упомянут (ст. 58).

В-четвертых, только для одной публичной конституци­онной обязанности, адресованной российским гражданам, предусмотрена возможность замены формы осуществления: гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероиспо­веданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

В-пятых, публичные конституционные обязанности мо­гут быть разведены по превалированию интереса общества или государства: несмотря на употребление более социаль­но ориентированного (по сравнению с государством) терми­на «Отечество», установление долга и обязанности его за­щищать указывает на преобладание интересов государства; формулировка ст. 58, напротив, более тяготеет к представ­лению интересов общества, социума, поскольку именно при-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: