Конституции Российской Федерации, можно определить как систему публичных конституционных обязанностей. Они довольно компактно расположены в системе конституционных норм: ст. 57—59 Конституции РФ.
Публичные конституционные обязанности имеют общие черты и особенности. Их объединяет общая правовая природа, единство обусловившего их интереса и качество высшего правового веления.
Качеств, которые их отличают, несколько больше. Во- первых, публичные конституционные обязанности разнятся своим адресатом: исключительно к гражданам Российской Федерации обращена обязанность защищать Отечество (ч. 1 ст. 59); и гражданам РФ, и лицам, таковыми не являющимся, адресованы обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Во-вторых, публичные конституционные обязанности отличаются друг от друга содержанием публичного интереса, который может быть реализован путем, например, уплаты налогов и сборов; сохранения природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам.
|
|
В-третьих, публичные конституционные обязанности различаются по механизму своей реализации: для одних порядок реализации установлен федеральным законом (ч. 2 ст. 59), для других, — законом (ст. 57), для третьих — вообще не упомянут (ст. 58).
В-четвертых, только для одной публичной конституционной обязанности, адресованной российским гражданам, предусмотрена возможность замены формы осуществления: гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).
В-пятых, публичные конституционные обязанности могут быть разведены по превалированию интереса общества или государства: несмотря на употребление более социально ориентированного (по сравнению с государством) термина «Отечество», установление долга и обязанности его защищать указывает на преобладание интересов государства; формулировка ст. 58, напротив, более тяготеет к представлению интересов общества, социума, поскольку именно при-