Тема 1.7 Кризисы развития /2ч./

Вопросы:

Проблематика возрастных кризисов является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане.

Возрастные кризисы – это особые, относительно непродолжительные – до года – периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

Проблемой изучения возрастных кризисов занимались Л. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, С.Л. Рубенштейн, З.Фрейд, Э. Эриксон и др.

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Возрастные кризисы делятся на кризисы детства: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис 3-х лет, кризис 7-и лет, кризис подросткового возраста, кризис юношеского возраста и кризисы, происходящие во взрослом возрасте: кризис 30 лет, кризис «середины жизни» и кризис старости.

Раздел 2. Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: