Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.
Согласно положениям ст.3 данного закона, специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона):
· работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
· проводятся предварительные и периодические медосмотры;
· устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
· рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на "травматизм";
· подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
Для чего нужна специальная оценка:
- выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);
- освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС.
Теперь работодатель, который не сделает рабочее место сотрудника безопасным, обязан выплачивать повышенный страховой взнос в Пенсионный фонд.
Так, с 1 января 2013 года работодатели, сотрудники которых заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, платят дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 2 или 4 процента (в зависимости от вида работ). В 2014 году значения данных показателей увеличились до 4 и 6 процентов соответственно. С 2015 года размер дополнительных тарифов возрастет до 6 и 9 процентов. В рамках реформы предлагается дифференцировать размер дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от класса условий труда, который устанавливается по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Данные о размере дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следующие.
Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда:
· 1 (оптимальный) – 0% дополнительного страхового взноса;
· 2 (допустимый) – 0% дополнительного страхового взноса;
· 3.1 (вредный) – 2% дополнительного страхового взноса;
· 3.2 (вредный) – 4% дополнительного страхового взноса;
· 3.3 (вредный) – 6% дополнительного страхового взноса;
· 3.4 (вредный) – 7% дополнительного страхового взноса;
· 4 (опасный) – 8% дополнительного страхового взноса;
Таким образом, чем лучше условия, тем ниже налог, а если условия труда безопасны – то дополнительные тарифы снимаются.
Цель спецоценки: урегулировать систему предоставления льгот и гарантий в стране, а также с помощью экономических мер стимулировать работодателей улучшать условия труда.
Специальная оценка условий труда устанавливает дифференциальный подход к предоставлению льгот и компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда:
· сокращенная рабочая неделя теперь будет предоставляться, если условия труда на рабочих местах по результатам СОУТ отнесены к вредным, причем только 3 или 4 степени или опасным (ст. 92 ТК РФ)
· ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – если вредные условия труда 2, 3 или 4 степени либо опасные (ст. 117 ТК)
· повышение оплаты труда в размере 4% предоставляется за условия труда, начиная с 3-го независимо от степени вредности (ст. 147 ТК)
· досрочная пенсия предоставляется работникам-льготникам только при отнесении их условий труда СОУТ к вредным или опасным.
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона). Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет.
По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона): надомников; дистанционных работников; сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.