Клавикорд и клавесин

Одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Как работает клавишный механизм: нажмёшь на клавишу – задвигаются соединенные с ней деревянные рычажки; на конце рычажка укреплена металлическая пластиночка, черенок вороньего пера или отрезок буйволовой кожи. Когда при нажатии на клавишу по струне ударяла металлическая пластиночка, раздавался приятный, хотя и тихий звук. Тихие пластинчатые многоструны получили название клавикорды, а более звучный щипковый полихорд, в котором струна защипывалась пером или зацепкой из буйволовой кожи, – клавесин.

Именно, клавикорд и клавесин стали непосредственными предшественниками фортепиано.

Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ­-ΧΙV векам. Небольшими и легкими переносными клавикордами первоначально в Западной Европе пользовались исключительно бродячие музыканты. В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор металлических струн. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Поскольку струны были одного «роста», внешне клавикорды выглядели как прямоугольный ящик. Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Поэтому его применяли для домашнего музицирования. Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. У него несколько названий: клавицимбал, чембало, вёрджинел (или вирджинель) и самое распространенное название этого инструмента – клавесин.

Использование названия «клавикорд» (или клавикор­ды) в определенное время в России часто трактуется как эквивалент термина «клавир». Так, оригинальные заглавия трактатов со словами «Klavierschule» или «Kaviespiel» переводились с немецкого языка по-разному в разные пе­риоды:

• в 1773 году как «Клавикордная школа» («Clavier-Schule») немецкого автора Лелейна;

• в 1974 году как «Клавирная школа, или руководство по фортепианной иг­ре» («Klavierschule, oder Anveisung zum Klavierspielen») Тюрка;

• в 2005 году как «Опыт истинного искусства клавирной игры» («Versuchüberdie wahre Art das Clavierzu spielen») К. Ф. Э. Баха.(Карл Филипп Эмануэль…Бах)

Лелейн.:

Свой трактат он прямо и начинает с объявле­ния преимущества клавикорда перед другими инструментами в отношении его совершенств, упоминая «самых наискуснейших людей», которые на нем упражнялись, и в первую очередь, «славного сочинителя Баха» (имеется в виду К. Ф. Э. Бах). В этом вступительном пассаже пока еще не ясно, идет ли речь вообще о клавишных инструментах, либо именно о кла­викорде. Но уже в § 3 первой главы сомнения рассеиваются: «В начале дóлжно иметь хорошия клавикорды, и чтобы оные всегда настроены были. Что же клавикорды для начатия суть лучше клавицимболов (клавесинов) и пиа­нофорте, есть неоспоримо».

О ТЕМПЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ ( конспект)

К концу XVI века, но, в основном, к началу XVII века музыканты уже решительно отказались от прежней пифагорейской системы, подходящей, условно говоря, для музыки ренессанса и раннего барокко, и обратились к мезотоническим (среднетоновым, равномерным системам) темперации, в которых большое значение придавалось звучанию терции. Мнения и споры исследователей по вопросу «что имел ввиду Бах под словами «хорошо темперированный» (хорошо настроенный). Единой точки зрения среди названных ниже ведущих специалистов в вопросе темперация в XV-XVI-XVII вв. нет.

При И С Бах/е стал варисовываться равномерно -темперированный строй. Музыканты стали считать возможным чуть подправлять темперацию диатонических терций. И. С. Бах не остался в стороне и оказался «в центре событий»,он сочинил непревзойденный музыкальный монумент «Das Wohltemperirte Clavier» (ХТК, первая часть его датирована 1722годом.).

В науке имеется известная, очень ценная, косвенная информация, а именно его рекомендация ученику темперировать все большие терции несколько шире.

Имена исследователей 17, 18, 19 веков по Темперации и Бах\е:

М. Распутина пишет: И. С. Бах был сторонником равномерной темперации и его ”Хорошо темперированный клавир” демонстрирует преимущества этой системы». «И. С. Бах был сторонником равномерной темперации и его ”Хорошо темперированный клавир”, он демонстрирует преимущества этой системы».

Д. Шуленберг и его мнение о том,какую темперацию предпочитает И.С Бах.: «Равномерная темперация представляет собой лишь один из различных видов настроечных систем так называемой хорошей темперации (wohltemperierte), которую Бах мог бы знать. [Однако] не сохранились никакие точно выраженные свидетельства того, как Бах настраивал свои инструменты и несомненно возможно, что он использовал различные системы в различное время и для различной музыки.

А. М. Волконский (работа по теме 1998г).

Р. Раш (его статьи 2007г). Исследовал равномерную темперацию, изучая трактаты мастеров 17-18 века. Таких как

М. Линдли. (Lindley, его исследование по темперации1990г.). пишет: «У Марпурга речь идет о том, что терции расширялись (точнее: «все большие терции должны быть несколько острыми»-напсано у Марпурга).

 

Симон Стевин 1600г. Первая попытка рассчитать математически равномерную темперацию.

Мерсенн. в 1636г

Жан Гайе. Именно Жану Гайе принадлежат достаточно точные расчеты равномерной темперации, которые он предложил Мерсенну, хотя первым европейцем, как известно, использовавшим равномерную темперацию и предпринявшим попытку ее подсчета, описавшим ее около1600 г. был датский математик Симон Стевин)

Винсент Ж. Панетта.

С именем Гайе связывают сведения, содержащиеся в специальном трактате по темперации Жана Дени.

Винсент Ж. Панетта ( переводчик на английский трактата Ж Дени).

А. Веркмайстер (сторонник циркулирующей темперации). Противоречия самого Веркмайстера: по6менял свою точку зренияпо по вопросу: неравномерная и равномерная темперации). стал придерживаться равномерно-темперированного строя, хотя в каких-то случаях, считал возможным чуть подправлять темперацию диатонических терций. Основным недостатком прежних темпераций, на который неоднократно указывает Веркмайстер, является ограниченная возможность перехода («транспозиции» или «Transpositionibus») из одной тональности в другую.

Рамо: «в 1726 году (в конце жизни) великий музыкант придерживался другого мнения и считал, что разные интервалы оказывают на нас различное воздействие, что «чистая мажорная терция может вызвать у нас чувство радости, однако, когда она слишком завышена, тогда она вызывает чувство ярости» и т.д. «Сведущие музыканты знают, каким образом использовать эти различия»- писал Рамо.

И. Ф. Кирнбергерг - ученик И.С. Баха. Самая известная настройка, признанная в наше время. Темперация, называемая Кирнбергер два - 1771 г.), используется современными музыкантами исторической направленности в исполнительстве и настраивающих клавиры ‘по Кирнбергеру’ для исполнения музыки И. С. Баха.

Есть и такое мнение современного исследователя в области настройки клавишных инструментов Эдварда Котика:

«… сейчас всё стало намного яснее, и мы осознали, что использовать равномерную темперацию имеет смысл на фортепиано и только на фортепиано. В то время, когда клавесин (или раннее фортепиано) являлся доминирующим клавишным инструментом, музыкальная эстетика требовала, чтобы все тональности звучали по-разному» (Kottick, E. A. Manual… 21992, с. 154)…» П оэтому принято инструменты - клавиры перед выступлением настраивать по старинной системе настройки. по Кирнбергеру. для исполнения музыки в аутентичной манере. Эта темперация если ещё точнее называется Кирнбергер два - 1771 г..

нение современного исследователя в области настройки клавишных инструментов Эдварда Котика:

«… сейчас всё стало намного яснее, и мы осознали, что использовать равномерную темперацию имеет смысл на фортепиано и только на фортепиано. В то время, когда клавесин (или раннее фортепиано) являлся доминирующим клавишным инструментом, музыкальная эстетика требовала, чтобы все тональности звучали по-разному» (Kottick, E. A. Manual… 21992, с. 154)…» (Именно поэтому принято инструменты - клавиры перед выступлением настраивать по старинной системе настройки. по Кирнбергеру. для исполнения музыки в аутентичной манере. Эта темперация если ещё точнее называется Кирнбергер два - 1771 г.)

 

Темперация Валлотти:

Это шесть темперированных на 1/6 комму и шесть чистых квинт и которая якобы очень хорошо подходит для исполнения клавирных произведений. Эту темперацию предложил Леман. Этому исследователю (Леману) принадлежит мнение, что сам И. С. Бах будто бы зашифровал эту (хорошую ту самую!) темперацию в виньетке.

И. С. Бах учил, чтобы «все большие терции делались острыми (alle großen Terzen scharf zu machen)». По схеме Лемана все терции по-разному завышены (от 27,3% и до 90,9% синтонической коммы), то есть от слегка завышенной терции по сравнению с чистой и до очень завышенной, даже превышающей большую терцию в равномерной темперации.

Единой точки зрения среди названных выше ведущих специалистов в вопросе «какая темперация хорошая» нет (так же, как и в работах старинных авторов). Есть мнения исследователей и проблема противоречивых суждений по вопросу.

Например интересное суждение о темперации, используемой самим И. С. Бахом.

Тем не менее, как бы поддерживая точку зрения Линдли, другой музыкант и ученый Леман несколькими годами позже (в 2005 г.) предлагает схему темперации, которая по основным характеристикам совпадает с темперацией Валлотти (шесть темперированных на 1/6 комму и шесть чистых квинт) и которая якобы очень хорошо подходит для исполнения клавирных произведений. По мнению Лемана, сам И. С. Бах будто бы зашифровал эту темперацию в виньетке, расположенной вверху титульного листа ХТК. Эта схема выглядит так: пять квинт темперированных по 1/6 коммы (F-C-G-D-A-E), три квинты чистые (E-B-Fis-Cis) и, наконец, три квинты темперированные по 1/12 коммы (Cis-Gis-Dis-Ais

Б. Леман выдвигает интересную и смелую гипотезу, что розетка, награвированная на титульном листе автографа I тома ХТК, таит в себе информацию о схеме темперации, которую предполагал И. С. Бах, если ее рассматривать ее не слева направо, а справа налево. Именно такое отображение Леманн приводит на с. 7 с надписанными им названиями звуков:

 

Он считает, что количество «завитков» внутри больших эллипсов, по мнению автора, указывает нам, насколько должны быть темперированы интервалы. Себастьян Бах, очевидно, главным образом строил клавесин и, разумеется, клавикорд в равномерной темперации.

 

В качестве аргументированного возражения напомним утверждения сына К. Ф. Э. Баха. Он писал, что И. С. Бах «в плане строя умел так чисто и правильно темперировать, что прекрасно [красиво и приятно: schön und gefällig] звучали все тональности» (подчеркнем: все тональности могут красиво и приятно звучать только в том случае, если строй равномерно темперированный), то такое утверждение в комплексе с предыдущими доводами может склонить к мнению, что великий Себастьян Бах, очевидно, главным образом подстраивал свой клавесин и, разумеется, клавикорд в равномерной темперации.

ИТАК однозначно говорить о том, «хорошую неравномерную» или «хороршую равномерную» темперацию использовал И. С. Бах сам при настройке инструмента не возможно. И спор исследователей этой темы этом не закрывается….

Понятия:

«wohl temperirt», (с немецкого яз.-хорошая темперация). Неравомерная темперация (но хорошая, подправлены некоторые «волчьи терции»). Равномерная темперация по Кринбергу содержит большое количество чистых интервалов: девять (9) чистых квинт, три (3)чисто настроенных, диатонических больших терций.

Среднетоновая [мезотоническая ] настройка. Это - регулярная темперация с кругом из одиннадцати квинт, зауженных на одну четверть синтонической коммы).

Синтоническая комма. В работе А. М. Волконского (1998, с. 4-5) предлагается следующее объяснение синтонической коммы: «Если строить чистые квинты от ноты до и остановиться на ноте ми, то мы обнаружим, что терция до—ми сильно увеличена. Это так называемая пифагорейская терция. Разница между этой терцией (408 ц[ентов]) и чистой (386 ц.) Это и есть синтоническая комма (СК = 22 ц). Для вычисления размеров более мелких интервалов, нежели полутон, используются центы. Делить октаву на 1200 центов впервые предложил во второй половине XIX в. Александр Эллис. Каждый полутон в равномерной темперации составляет, следовательно, 100 центов.

Центы. Александр Эллис ( вторая половина XIX в) первым предложил делить октаву на 1200 центов. (Более мелкое деление чем было раньше при рассчётах).

Переход на Тему:. РЕДАКЦИИ…

В 18-19 веке произошло разделение музыканта на исполнительскую и композиторскую деятельность. Композиторы свои сочинения уже перестают исполнять, появляются музыканты, исполняющие чужую музыку, чужой текст. Появилась интерпретаторская эпоха, а вместе с ней и необходимость автора точнее передавать свой замысел в нотах. Появилась необходимость редакции, фиксирование определёнными нотными знаками, графическими рисунками музыкальный текст.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: