Синтаксические средства связи предложений в тексте

а) Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения

Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

б) Парцелляция – выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения.

В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди... А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.

в) Предложения-скрепы

Перейдём к следующей части высказывания.

Об этом говорилось выше.

Как уже было отмечено... и т.п.

г) Использование неполных предложений

— Знаете, о чем мы спорили?

— О литературе, музыке, живописи.

д) Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов

Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.

е) Использование прямого и обратного порядка слов

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

 

Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)

Внимание!. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.

 

Грамматическая когезия ‑ это и грамматические повторы в ССЦ с цепной и параллельной связью. Грамматические повторы связывают каждое отдельное высказывание с предыдущим предложением. При этом в последующем предложении определенным образом повторяются или вводятся новые обозначения как темы, так и ремы.

Связь между предложениями в ССЦ обычно бывает цепной или параллельной. Формула параллельной связи: А → В; С → D. Формула цепной связи: А → В; В → С.

При параллельной связи каждое новое предложение должно быть начато новым подлежащим, выраженным существительным, его эквивалентом или местоимением любого разряда: каждое из предложений называет новый референт (объект действительности). Допускаются только полные точные повторы: Сегодня я проснулся на рассвете И вышел на балкон. Густой туман е два светлел. Невидимое море Вздыхало тихо (Дуд.)

При цепной связи во втором предложении используются все возможные повторы, называющие один и тот же референт (объект действительности):

а) анафорический предметно-местоименный повтор (Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури. Пушкин); местоименно-местоименный (Я – меня);

б) непредметно-прономинальный повтор, в этом случае антецедент (начальное ключевое слово) может быть выражен наречием со стремлением к субстантивации:

Явившимся на зов предвестницы,

Неслось к обоим это завтра,

Произнесенное на лестнице.

Оно с багетом шло, как рамошник (Пастернак)

в) анафорический повтор местоименными наречиями там, туда, тогда, когда, где, куда и др.

Белым камнем я тот день отмечу,

Когда я о песне пела,

Когда к победе навстречу,

Обгоняя солнце, летела (Ахматова)

Анафорические средства цепной связи всегда строятся в направлении антецедент → анафора.

г) Средства выражения связи могут быть имплицитными (так называемая нулевая анафора, обозначаемая знаком Жi). Например: Космонавт, работавший в открытом космосе, завершил эксперимент. Он вернулся в помещение станции. Затем (Жi) снял скафандр и (Жi) приступил к анализу результатов.

г) роль связующих элементов могут выполнять «дискурсивные» слова: модальные слова и частицы. Они слова акцентируют внимание читателя на наиболее существенных, с точки зрения автора, фрагментах текста:

Через всё небо подвигались толчками белые облака, ‑ по-моему, они повторяются, по-моему, их только три типа; по-моему, всё это сетчато и с подозрительной прозеленью (В. Набоков).

Издали доносился стук ящиков, неистовое шерошение бумаги. Это Лида искала билет (Набоков. Дар).

 

Литература

1. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории / А.Ф. Папина. – М.: УРСС Эдиториал, 2002. – 200 с.

2. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. - М.: Флинта, Наука, 1997.-256 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: