а) Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения
Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.
б) Парцелляция – выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения.
В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди... А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.
в) Предложения-скрепы
Перейдём к следующей части высказывания.
Об этом говорилось выше.
Как уже было отмечено... и т.п.
г) Использование неполных предложений
— Знаете, о чем мы спорили?
— О литературе, музыке, живописи.
д) Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
е) Использование прямого и обратного порядка слов
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)
|
|
Внимание!. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.
Грамматическая когезия ‑ это и грамматические повторы в ССЦ с цепной и параллельной связью. Грамматические повторы связывают каждое отдельное высказывание с предыдущим предложением. При этом в последующем предложении определенным образом повторяются или вводятся новые обозначения как темы, так и ремы.
Связь между предложениями в ССЦ обычно бывает цепной или параллельной. Формула параллельной связи: А → В; С → D. Формула цепной связи: А → В; В → С.
При параллельной связи каждое новое предложение должно быть начато новым подлежащим, выраженным существительным, его эквивалентом или местоимением любого разряда: каждое из предложений называет новый референт (объект действительности). Допускаются только полные точные повторы: Сегодня я проснулся на рассвете И вышел на балкон. Густой туман е два светлел. Невидимое море Вздыхало тихо (Дуд.)
При цепной связи во втором предложении используются все возможные повторы, называющие один и тот же референт (объект действительности):
а) анафорический предметно-местоименный повтор (Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури. Пушкин); местоименно-местоименный (Я – меня);
б) непредметно-прономинальный повтор, в этом случае антецедент (начальное ключевое слово) может быть выражен наречием со стремлением к субстантивации:
|
|
Явившимся на зов предвестницы,
Неслось к обоим это завтра,
Произнесенное на лестнице.
Оно с багетом шло, как рамошник (Пастернак)
в) анафорический повтор местоименными наречиями там, туда, тогда, когда, где, куда и др.
Белым камнем я тот день отмечу,
Когда я о песне пела,
Когда к победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела (Ахматова)
Анафорические средства цепной связи всегда строятся в направлении антецедент → анафора.
г) Средства выражения связи могут быть имплицитными (так называемая нулевая анафора, обозначаемая знаком Жi). Например: Космонавт, работавший в открытом космосе, завершил эксперимент. Он вернулся в помещение станции. Затем (Жi) снял скафандр и (Жi) приступил к анализу результатов.
г) роль связующих элементов могут выполнять «дискурсивные» слова: модальные слова и частицы. Они слова акцентируют внимание читателя на наиболее существенных, с точки зрения автора, фрагментах текста:
Через всё небо подвигались толчками белые облака, ‑ по-моему, они повторяются, по-моему, их только три типа; по-моему, всё это сетчато и с подозрительной прозеленью (В. Набоков).
Издали доносился стук ящиков, неистовое шерошение бумаги. Это Лида искала билет (Набоков. Дар).
Литература
1. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории / А.Ф. Папина. – М.: УРСС Эдиториал, 2002. – 200 с.
2. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. - М.: Флинта, Наука, 1997.-256 с.