Требования к формируемым компетенциям

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

- способность применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК-15);

- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16).

б) профессиональные (ПК):

- способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-23).

Специалист по окончании изучения курса «Методология научного исследования» должен:

знать:

- особенности обыденного и научного познания,

- структуру и эволюцию развития научного знания,

- терминологические основы методологии научного исследования,

- типологию методов научного познания,

- сущность научно-исследовательской работы, ее отличие от других видов человеческой деятельности.

уметь:

- применять методологию научного познания для оптимизации решения профессиональных экономических и управленческих задач;

- анализировать тенденции современной науки,

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

- анализировать, систематизировать и обобщать информацию, полученную в ходе теоретических и экспериментальных исследований,

- определять адекватное методическое сопровождение и методы анализа и обработки информации,

- работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями при проведении научно-исследовательской деятельности,

- применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономической безопасности,

- проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач,

- анализировать и обрабатывать результаты прикладных научных исследований,

- применять математический инструментарий для решения экономических задач,

- обобщать и формулировать выводы по теме исследования,

- эффективно планировать научные и прикладные исследования.

владеть:

- основными процедурами научного исследования;

- методами проведения прикладных научных исследований в сфере экономической безопасности,

- навыками исследования эмпирических данных,

- научной методологией оценки и разрешения возникающих экономических проблем,

- навыками проведения научных исследований и написания научных работ,

- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.

иметь представление:

- об основных этапах развития исследований;

- о методологических принципах научного исследования;

- об общих требованиях, предъявляемых к научному методу;

- о методах социометрии, экспертных оценках анализа данных в научных исследованиях;

- о структуре и содержании этапов исследовательского процесса;

- об общей характеристике методологии научного познания экономики;

- об основных этапах эволюции экономического знания, экономических школах и направлениях;

- о планировании исследовательской работы и этапах различных видов исследования.


 

 

2 Обыденное и научное познание: сущность, отличительные особенности.

 

Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденное и научное познание.

Обыденное познание не является результатом профессиональной деятельности и присуще любому индивиду.

Наука (научное познание) - социокультурная творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности - совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства.

Основные стороны бытия науки:

1) Наука как познавательная деятельность;

2) Наука как результат процесса познания;

3) Наука как социальный институт;

4) Наука как особая сфера культуры.


 

Таблица 1 - Отличительные особенности обыденного и научного познания

 

Параметры Познание
Обыденное Научное
В целом Интуитивное Эмпирическое
Наблюдения Случайные, неконтролируемые Систематические, контролируемые
Свидетельства Субъективные, пристрастные Объективные, непристрастные
Понятия Смутные, с избыточными значениями Ясные, выделена их специфика и состав  
Инструменты Неточные, неопределённые Точные, определённые  
Измерения   Невалидные, ненадёжные Валидные, надёжные  
Гипотезы Нетестируемые Тестируемые
Установки Некритические, соглашательские Критические, скептические

 

3 Научное познание: цель, функции, процесс осуществления.

 

Под термином «наука (научное познание)» обычно понимается сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

В настоящее время наука превратилась в непосредственную производительную силу и в важнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

Основная цель научной деятельности — получение знаний о реальности. Под знанием понимают форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, который в своей деятельности отражает (идеально воспроизводит) объективные закономерные связи реального мира.

Термин «знание» употребляется в трех основных смыслах:

1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

2. любая познавательно значимая информация;

3. особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Следует заметить, что понятия «истинное знание» и «знание» не совпадают, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение).

Любая познавательная деятельность осуществляется при помощи определенных приемов, отобранных либо интуитивно, либо в соответствии со сложившимися традициями.

Процесс осуществления научного познания основан на использовании приемов - «методов».

 

4 Структурные элементы научного познания: субъект познания, объект научного исследования, средства и методы.

 

Основным субъектом науки, т.е. носителем сознательной целенаправленной деятельности в этой области, являются научные работники, коллективы ученых и вспомогательный персонал.

Объект научного познания (исследования) - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

Предмет научного познания (исследования) - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).

Объект научного познания - фрагмент бытия, оказавшийся включенным в научное исследование, то, что противостоит субъекту. Объект познания надо рассматривать, с одной стороны, как «чистую» реальность, но, с другой стороны,– реальность, включенную в отношение с субъектом.

Объект исследования – это та часть объективной реальности, которую исследует ученый, а совокупность знаний об этом объекте и сам объект в процессе исследования – это предмет изучения (исследования).

Заметим, что объектом науки нередко становятся теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении. Например, в природе нет идеального газа, однако этой конструкцией широко пользуются ученые в конкретных областях естественно-научных исследований. Это существенно отличает науку от обыденного чувственного восприятия действительности.

Упомянем одну особенность науки. Если в искусстве и литературе то или иное произведение настолько тесно связано с автором, его создавшим, что не будь этого автора произведение просто не существовало бы, то в науке положение принципиально иное.

Теории И. Ньютона, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и т.д. отражают черты индивидуальности своих создателей, которые сделали гениальные открытия в области естествознания. Однако эти теории рано или поздно все равно появились бы, поскольку они составляют необходимый этап развития науки. Об этом свидетельствуют факты из истории науки, когда к одним и тем же идеям приходят разные ученые независимо друг от друга.

Продуктом научной деятельности выступают: знания, научный стиль рациональности, который распространяется на все сферы человеческой деятельности.

Для их получения необходимы методы наблюдения и экспериментирования, а также средства, при помощи которых они осуществляются.

Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и научных исследованиях. Взаимосвязь техники и науки - один из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического и социального прогресса. Техника в своих новейших формах (лазерные установки, компьютеры, интернет и т.п.) оказывает сильное влияние на культуру человечества, на психологию и сознание людей, их жизненные и ценностные ориентации, бытовые, профессиональные и многие другие условия их повседневного существования.

Научное знание строится и организуется по определенным законам. Отличительные качества научного знания — систематизированность и обоснованность. Для научной систематизации знания (классификации) характерны стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Здесь многое определяет специфический научный метод - процедура получения знания, позволяющая впоследствии его воспроизвести, проверить и передать другому.

Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира.

Обоснованность, доказательность получаемого знания - характерные признаки научности. Важнейшими способами обоснования эмпирического знания являются проверка наблюдениями и экспериментами, обращение к первоисточникам, статистическим данным. При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемыми к ним, выступают их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и предсказывать новые. Обоснование научного знания, приведение его в стройную, единую систему всегда было одним из важнейших факторов развития науки.

Понятие «метод» (происходит от греч. - способ, путь) - это способ теоретического и практического освоения действительности.

Методы, используемые в научно-познавательном процессе, получили название «научные методы познания».

Научные методы познания взаимосвязаны. На основе одних методов появляются другие, которые, в свою очередь, являются основанием для построения новых методов и т.д. Один и тот же метод может включать в себя определенный набор других методов. Таким образом, можно отметить, что совокупность методов, используемых в том или ином познавательном процессе, представляет собой «разряженную матрешку», в оборках платья которой может скрываться еще один, и еще один метод, и еще. В связи с этим в научном познании принято использовать методы комплексно. Правильный выбор методов познания и умение их использования делают исследовательский процесс более результативным и плодотворным.

Классифицировать методы можно по различным основаниям. К наиболее традиционным и чаще всего встречающимся в учебной литературе можно отнести следующие классификации: по широте и уровню применения, по сфере применения, а также по «механизму» получения знаний.

 


 

5 Критерии и нормы научного познания.

 

Критерии научного познания – основные характеристики научного познания.

Таблица 2 - Виды и сущность критериев научного познания

Виды Сущность
1) Объективность предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного;
2) Доказательность и обоснованность в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения
3) Выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (использует специализированный научный язык, позволяющий включить его в состав определённой научной теории)
4) Рациональность в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания)
5) сущностная характеристика сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов
6) системность знание должно быть особым образом организовано в форме теории
7) проверяемость знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней
8) способность к развитию рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания

 

Нормы научного познания - совокупность внутринаучных ценностей, методологических и др. требований, установок.

 

 

, которые организуют, направляют и оценивают как сам ход научного исследования, так и его результаты – научное знание на каждом конкретно-историческом этапе развития науки.

Основные функции идеалов и норм научного познания – организационная и регулятивная.

Они призваны ориентировать научные исследования на более эффективные пути, способы и формы достижений научных результатов.

 

 

Среди идеалов и норм науки выделяют три уровня:

1) собственно познавательные идеалы и нормы;

Познавательные идеалы и нормы науки имеют сложную организацию, в которой выделяют следующие формы: а) нормы и идеалы объяснения и описания; б) нормы и идеалы доказательности и обоснованности знания; в) нормы и идеалы организации и построения знания. Их описывают следующие категории: научная истина, научное доказательство, научная эффективность, критерии научности знания, научная теория, научное объяснение, научное понимание и др.

2) социальные требования (нормативы), которые определяют роль науки в общественной жизни;

Второй уровень идеалов и норм научного исследования представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном этапе ее исторического развития.

3) специфически предметные идеалы и нормы, где установки первого и второго уровня конкретизируются применительно к конкретной науке (в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, а для опытных наук он обязателен); для биологии идеи эволюции выражаются методом историзма, а в физике к этому методу не прибегают.

 

6Сущность и отличительные признаки научного исследования. Классификация научных исследований.

Научные исследования — это творческая деятельность человека, связанная с изучением, анализом и объяснением закономерностей развития окружающей его действительности.

Исследования включают в себя:

· научный труд или научную деятельность человека;

· предмет научного труда;

· средства научного труда.

Научная деятельность человека базируется на конкретных методах познания и связана с получением новых или уточнением старых сведений (данных) об объекте исследования или исследуемом явлении.

Предметом научного исследования является объект исследования или исследуемое явление, свойство, связь, на изучение которого направлена деятельность человека.

Средством научного труда является совокупность технических средств обеспечения научного исследования (измерительное оборудование, приборы и приспособления и т. д.).

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

- систематичность: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

- присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Таблица 3 - Классификация научных исследований

Классификационный признак Виды научных исследований
1 По степени важности выполняемые по государственному плану;
выполняемые по заданию государственных министерств, агенств и их подразделений
выполняемые по заданию местных органов самоуправления (например, «Экологическая программа правительства Москвы»);
выполняемые по инициативе научно-исследовательской организации;
выполняемые по договорным отношениям с коммерческими, государственными и негосударственными организациями, предприятиями и фирмами.
2 В зависимости от источников финансирования госбюджетные, финансируемые из средств госбюджета
хоздоговорные, финансируемые в соответствии с договорами, заключенными между заказчиками и исполнителями
3 По длительности разработки краткосрочные (срок выполнения — до 1 года)
среднесрочные (срок выполнения — от 1 г. до 5 лет)
долгосрочные (срок выполнения — более 5 лет)
4 По виду связи с общественным производством создание новых средств производства и новых технологий
совершенствование производственных отношений
совершенствование общественных отношений, социальной сферы деятельности человека, повышение уровня духовной жизни и т. д.
5 В зависимости от целевого назначения, глубины научной проработки, степени связи с природой или промышленным производством фундаментальные
прикладные
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИР и НИОКР).
6 По способу реализации теоретические
экспериментальные

 

 

Целями фундаментальных исследований являются получение новых законов развития, вскрытие связей между явлениями (вид, форма и направление связей), создание новых теорий и открытий. Они составляют основу развития науки несмотря на то, что вероятность получения положительного результата составляет около 10 %.

Целью прикладных исследований, включая проектирование, является привязка результатов фундаментальных исследований к конкретным условиям производства и жизнедеятельности человека. Объектом их исследования являются различного рода технические системы и новые технологии. Вероятность получения положительного результата при проведении прикладных исследований составляет 20 … 90 %.

Целью научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, включая опытное производство, является создание на базе основных результатов функциональных и прикладных исследований опытных образцов техники, новых технологических процессов или усовершенствование существующих технологий и оборудования. Вероятность получения положительного результата при проведении НИОКР составляет 50 … 90 %.

 

В ходе теоретических исследований определяются основные методы и критерии исследования, задаются необходимые ограничения, описываются внешние и внутренние связи и т. д.

В ходе экспериментальных исследований создается модель исследуемого объекта, снимаются и обрабатываются необходимые данные, проводятся проверка результатов теоретических исследований и их дальнейшее развитие и уточнение.




double arrow
Сейчас читают про: