Тема 2. Наука, основные положения

Исторические этапы развития научного знания.

Наука: сущность, классификации наук.

Исторические этапы развития науки: классический, неклассический, пост-неклассический, современный.

Научные революции: сущность и влияние на развитие общества.

Характерные черты современного этапа развития науки. (семинар - реферат).

Особенности возникновения науки в России (семинар - реферат).

Современное состояние и перспективы развития науки в России (семинар - реферат).

 

 

Наука: сущность, классификации наук.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

В настоящее время развитие науки связано с разделением и кооперацией научного труда, созданием научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования.

Наука – важнейший элемент духовной культуры. Она характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:

-совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;

-деятельностью, направленной на получение новых достоверных знаний;

-совокупностью социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и познания.

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания – математики, физики, биологии и т.д. (наука в узком смысле этого слова).

Целью науки является получение знаний об объективном и о субъективном мирах.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Функции науки.

Важнейшая функция науки – быть производительной силой.

Значение этой функции возрастает в эпоху Возрождения, когда предметно-практическая деятельность достигла уровня, на котором многие задачи не поддавались решению без применения научных методов.

В 20 веке наука превращается в непосредственную производительную силу. Возникают отрасли производства неразрывно связанные с новейшими открытиями в области радиоэлектроники, биотехнологий, информационных технологий и др. Наука становится сферой духовного производства, которая вырабатывает и предлагает практике надежно обоснованные идеальные планы и программы деятельности, выраженные в форме теоретических конструкций или инженерно- конструктивных схем.

Следующая функция науки, начавшаяся проявляться в эпоху Возрождения и раннего просвещения, когда науке пришлось отстаивать право на участие в становлении мировоззрения в борьбе с религией – мировоззренческая.

Близкая к мировоззренческой образовательная функция науки. Задача образования – приобщение человека к ценностям культуры, включающей, кроме науки, также мораль, религию, философию, искусство и т.д.

Классификация наук – раскрытие их взаимной связи на основании определенных принципов и выражение этих связей в виде логически обоснованного расположения или ряда.

Классификация наук раскрывает взаимосвязь естественных, технических, общественных наук и философии.

В настоящее время различают науки (рис. 1.1) в зависимости от сферы, предмета и метода познания:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

 

Рис. 1.1. Классификация науки в зависимости от сферы, предмета и метода познания

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: