Основные категории этики

 

Основными категориями нравственного сознания являются:

Нормы – требования, которые должны быть выполнены для достижения определенной цели. Они существуют в форме запретов, наставлений, поучений, правил, предписаний, заповедей и несут в себе требовательность и императивность.

«Не убий», «не кради», «почитай отца твоего и мать твою», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «не лги», «будь честен», «уважай старших», «уважай других людей, помогай им», «исполняй обещания» и т.д.

Нравственные принципы – это наиболее общие положения, правила. Отличаются от норм ием, что относятся не к отдельной стуации, а к самой направленности действия, жизненной ориентации, дают общую перспективу. Например, принципы коллективизма, гуманизма, трудолюбия.

Моральные качества (добродетели) – свойства личности, делающие её способной к нравственной жизни. Душевная щедрость, доброта, великодушие, отзывчивость, мужество, верность, трудолюбие, скромность и т.д. делают человека нравственной личностью. И наоборот злост, лень, эгоизм, тщеславие, нечестность, мелочность, жадность, мстительность, черствость и т.д. – безнравственной.

Нравственный идеал – воплащение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели, выступающего образцом поведения.

Он вырастает на несовершенстве жизни, в нем критическое отрицание несовершенной действительности, но в нем же и стремление к лучшему, он задает горизонты развития.

Добро – все положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами, что способствует развитию в человеке и обществе человечности, взаимопонимания, согласия.

Это есть *бескорыстное следование требованиям морали, *принципам гуманизма, *объединению людей, *духовной сплоченности и согласию.

Добро не приемлет утилитарной полезности. Нельзя нечто оценить как добро только на том основании, что оно соответствует общественной пользе. (Доброжелательство, милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, взаимопонимание и уважение, следование долгу и требованиям совести, честность и великодушие, вежливость и тактичность и т.д.).

Зло – это нарушение требований добра, пренебрежение моральными ценностями, долгом им следовать, что препятствует единению людей, гармонии общественных отношений. (Корыстолюбие, алчность, тщеславие, жадность, грубость, насилие, неуважение, равнодушие, безразличие и т.д.)- это есть проявление зла.

Основное содержание нравственного развития общества – это прготивостояние добра и зла, их борьба. Противоположность добра и зла неустранимы, а их борьба бескомпромисна. Мы стоим либо на стороне добра либо на стороне зла.

Но добро и зло оно прежде всего внутри нас. Мы должны победить зло в себе.

 

Нравственный долг – это превращение нравственных требований или ценностей в личную задачу человека, это добровольно принимаемая на себя обязанность следовать нравственным ценностям, ставшая внутренней потребностью человека. Можно сказать, что это само принуждение.

 

Совесть это способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя, их выполнения, контролировать и критически оценивать своё поведение, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному.

 

Совесть требует быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.

Если внешние опоры нравственного поведения можно при случае обойти, то обмануть себя невозможно, вернее возможно, но путем отказа от своей совести, потери её.

Совесть неподкупна и бескомпромиссна в своих позициях. Она обязует человека целиком ориентироваться на идеалы добра, справедливости, чести, долга, гуманизма какими бы нелепыми они не казались в данный момент.

Она автономна, т.е. не зависит от мнения окружающих. В ней оценки соотносятся с долгом.

В отличие от стыда, который полностью ориентирован на мнение других лиц. Они могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. И чем важнее и значимее для человека эти лица, тем переживание стыда сильнее.

Человек может испытывать стыд даже за случайные действия, действия которые кажутся ему правильными, но которые осуждаются другими. Мне стыдно потому, что они так про меня плохо думают, хотя я не сделал ничего плохого.

Субъективно совесть может восприниматься как внутренний, но чужой голос, голос другого «я». Поэтому некоторые придерживаются мнения, что это голос Бога. Другие считают, что это обобщенный и интериоризированный голос значимых других.

Совесть – это голос той части души, которая не обременена заботами каждого дня; совесть говорит от имени вечности, обращаясь к достоинству личности.

Совесть – это ответственность человека перед самим собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Поступок по совести – это поступок из чувства долга. Совесть настаивает на исполнении долга.

Иногда можно слышать фразу «чистая совесть». В ней выражается амбиция человека на то, что им достигнуто совершенство, на внутреннюю цельность и гармоничность.

Состояние чистой, успокоившейся совести есть верный признак бессовестности, не отсутствия её, а склонность не обращать внимания на её голос. «Чистая совесть» - это выдумка дьявола. «… всякий, возвышающий сам себя, унижен, будет, а унижающий себя возвысится».

Уверенность в чистоте собственной совести – это либо лицемерие, знак нравственной неразвитости, слепоты, - либо свидетельство успокоенности, а значит смерти души.

И, наоборот, в ощущении нечистоты собственной совести – надежда. В муках совести не только «презрение» к самому себе, неприятие себя как такового, но и тоска по просветлению и самоочищению, желание исправить ошибку, усилие к совершенству.

В осуждении себя состоит покаяние или раскаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение (надежда) не совершать того, что будет достойно сожаления.

В признании своей вины (исповеди), в осознанном принятии наказания, искупляющего вину, намерение может перейти в решимость. Это и есть добродетель - как стойкость человека в исполнении своего долга.

Чувство совести лежит в основе чувства виновности, иногда даже без вины, укоры совести за несовершенство человеческой природы, общественной жизни, переживание комплекса недовольства собой (брошенные дети).

Жизнь по совести повышает и укрепляет высокую положительную самооценку личности, её чувство достоинства и чести.

 

Честь и достоинствовыражают представление о ценности всякого человека как нравственной личности, и требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание свободы его самоопределения и способности к самоконтролю.

Честь и достоинство предполагают совершение человеком только таких поступков, которые способны обеспечить ему общественное уважение, высокую самооценку и переживание морального удовлетворения. Они не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

Честь больше связана с общественной оценкой и ориентируется на внешние критерии. Она предполагает меру признания и уважения, которую человек заслуживает.

Достоинство ориентируется на внутреннее уважение личностью себя и основывается на признании равных прав каждого на уважение к себе, как равного со всеми морального существа.

Справедливость – выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих отношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его естественных и неотъемлемых правах и обязанностях;

- это правильная мера равенства в смысле соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их признанием, между деяниями и воз даяниями за него.

Нарушение и несоответствие этих норм оценивается моральным сознанием как несправедливость.

Справедливость – это один из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения) социальных ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: