Классификация психодиагностических методик

Лекция 4.

План:

1. Виды методик.

2. Типы методик.

 

Психодиагностические методики можно разделить на «объек­тивные» и «субъективные» — в зависимости от степени влияния экспериментатора-диагноста на получаемые результаты. В слу­чае «объективных» методик влияние исполнителя-диагноста на результаты минимально, а в случае «субъективных» методик ре­зультаты зависят от его опыта и интуиции.

Среди «объективных» методик выделяют:

1) Приборные психофизиологические методики, в которыхспомощью приборов регистрируют пульс, дыхание, мышечный тонус, биотоки мозга в целях диагностики функционального со­стояния человека.

2) Аппаратурные поведенческие методики, которые регистри­руют скорость реагирования и точность действий, диагностиру­ют психомоторную координацию, свойства нервной системы, определенные профессиональные умения, например с помощью тренажеров («пульт водителя»).

3) Объективные тесты с выбором ответа из предложенных ва­риантов (тесты на интеллект). Ответы испытуемого обрабатыва­ются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива, поскольку есть объективно правильные и объективно неправильные ответы.

4) Тесты-опросники для диагностики личностных черт, в кото­рых человек выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения. Но ключ к вопросу определяется не социокультурным нормати­вом, а с помощью особых психометрических процедур.

5) Методики «субъективного шкалирования и самооценки» от­носятся к объективным методикам, поскольку диагност не влия­ет на результаты, но требуется высокая квалификация, чтобы интерпретировать ответы испытуемого, который сам оценивает какие-либо объекты, понятияпо степени сходства или по степе­ни субъективного предпочтения.

Субъективные методы экспертной оценки (диагност сам субъективно по определенной системе шкал, признаков оцени­вает поведение испытуемого или продукты его деятельности, поэтому опыт, квалификация, интуиция, честность диагноста влияют на результаты психодиагностического обследования) включают в себя: наблюдение, контент-анализ, интервью, бесе­ды, ролевые игры, проективные методики.

Метод наблюдения требует соблюдения принципов:

1. Максимальная фиксация объективных вне­шних проявлений.

2. Наблюдение непрерывного про­цесса, а не отдельных его моментов.

3. Избирательность записи, предусматривающая регистрацию только тех показате­лей, которые важны для конкретной задачи, поставленной экс­периментатором.

Стандартизованное аналитическое наблюдение характеризу­ется тем, что диагност имеет четкий план и цель наблюдения, знает, какие факты в поведении испытуемого надо регистриро­вать (используются кодифицированные признаки, причем каж­дый признак имеет свою условную цену, например, при наблю­дении фиксируются признаки эмоциональной напряженности, такие как тремор — 3 балла, запинка в речи, — 1 балл,и т. п.), и на основании полученных фактов наблюдения делается оценка диагностического критерия. Более надежные результаты получа­ются, если наблюдение ведут 2 независимых наблюдателя, а за­тем проводят суммирование оценок или их согласование.

Выделяют включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, когда сам наблюдатель «включается» в жизнь, деятельность людей, являясь как бы од­ним из участников группы, либо просят самих участников груп­пы оценить степень выраженности определенных свойств опре­деленного конкретного человека по рейтинг-шкале (7- или 5-бальной шкале).

Методом из класса малоформализованных субъективных ме­тодик является беседа или опрос. Он позволяет получить обшир­ную информацию о биографии человека, его переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, уверенности в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др. При кажущейся простоте использование этого метода в об­следованиях разного рода требует особого искусства вербально­го общения, умения расположить собеседника к разговору, зна­ния того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности респондента, и т. д.

Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью. Различают две формы интервью:

1) структурированную (стандартизованную), которая предусматривает наличие зара­нее разработанной схемы опроса, включающей общий план бе­седы, последовательность вопросов, варианты возможных отве­тов, достаточно жесткуюих интерпретацию (стойкую стратегию и тактику);

2) неструктурированную.

К малоформализованным методам относится и анализ продук­тов деятельности обследуемого человека. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия труда, художественные произве­дения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газе­ты, журналы и т. д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение спе­циальных единиц содержания и подсчет частоты их употребле­ния.

К субъективным психодиагностическим методикам относят­ся и ролевые игры, в которых человек проявляет свои личностные качества (диагноз), но одновременно в процессе игры психичес­кое состояние человека, тактика поведения могут трансформи­роваться, поэтому ролевые игры выступают как комплексный коррекционно-диагностический метод.

Проективные методики. Характерная черта проективных методик — неопре­деленность, неоднозначность стимульного материала (например, рисунков), который испытуемый должен интерпретировать, за­вершать, дополнять и т. д. Создатели проективных методов по­лагают, что личность оказывает влияние на все психические процессы: восприятие, память, эмоции, чувства и т. д., т. е. лич­ностные особенности проецируются и выявляются в ситуациях активности, направленной на неопределенные, слабоструктури­рованные стимулы разного рода. Проективные методики основываются на еди­ном психологическом механизме «проекции», который анализи­ровали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не при­знается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожден­ные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в осо­бенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков. Проективные методы характе­ризуются малой стандартизованностью проведения всей проце­дуры обследования и толкования данных, поскольку изучаются глубин­ные индивидуальные особенности личности, исследование кото­рых требует гибкой тактики и неординарного подхода к анализу получаемых результатов.

Введение термина «проективные методы» принадлежит Л. Франку, который предложил и свою классификацию:

1. Методики структурирования, например тест чернильных пятен Роршаха.

2. Методики конструирования, напримертест Мира и его модификации.

3. Методики интерпретации, например тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга.

4. Методики дополнения, например неоконченные предложе­ния, неоконченные рассказы.

5. Методики катарсиса, например проективная игра, психо­драма.

6. Методики изучения экспрессии, например анализ почерка, особенностей речевого общения.

7. Методики изучения продуктов творчества, например тест рисования фигуры человека, тест рисования дома, рисунок се­мьи и пр. Методики данного класса успешно используются в клинико-консультационной работе, являются основой для про­ведения психотерапевтических воздействий и как инструмент личностной диагностики в высшей школе используются редко и только очень опытными специалистами для изучения интересов, личностных ориентации, структуры ценностей студентов.

Особой группой объективных методик является группа методик субъективного шкалирования и само­оценки, в которой можно выделить следующие методики:

1. Шкалы Дембо—Рубенштейна, с помощью которых испытуемый сам оценивает себя: счастливый – несчастливый; умный – глупый; здоровый – больной; добрый – злой.

2. Методика «семантический дифференциал» (Осгуд), с помо­щью которой оценивают представления человека о каком-либо объекте, о себе, о мире и т. п., используя несколько предложен­ных семибалльных шкал, где семь градаций обозначены слова­ми, а позитивно окрашенные характеристики могут быть с раз­ных сторон шкал, например для оценки качеств преподавателя могут быть использованы шкалы:

Активный — сильно — средне — слабо — никак — слабо —средне — сильно — Пассивный.

Злой — сильно — средне — слабо — никак — слабо — сред­не — сильно — Добрый.

В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта.

При обработке результатов можно:

1 — анализировать профи­ли;

2— строить семантическое пространство.

3. Методика «Конструктов» (Келли) предполагает, что выяв­ляются личностные, сугубо индивидуальные критерии и мнения испытуемого при оценивании каких-либо объектов (может при­меняться для выявления скрытых тенденций личности), поэто­му названия шкал испытуемый формулирует сам: например, его просят сравнить три объекта, причем он сам подбирает извест­ных ему людей на роли «человека, которому можно доверять» или «самого преуспевающего из знакомых», называет лишнего или отличающегося среди них и называет признак, по которому он отличается от других — этот признак и будет персональной шка­лой, предложенной самим испытуемым, т. е. испытуемый сам выделяет круг объектов, людей или явлений, важных для него, и описывает их на своем собственном языке.

Первичные данные теста конструктов имеют вид таблицы-решетки («техника репертуарных решеток»): по строкам — кон­структы, по столбцам — сравниваемые объекты, в клетках таблицы — оценки, данные испытуемым.

4. Методики ранжирования предполагают, что испытуемому дается перечень слов или графических стимулов и их надо расположить по порядку убывания какого-либо признака, со­гласно мнению испытуемого; например, в методике выявления самооценки человека просят расположить в порядке выраженно­сти у него определенных личностных качеств и проранжировать эти же качества с точки зрения ценности для своего «идеала», а затем сравнивают, насколько совпадают и различаются эти два ряда проранжированных качеств.

5. Методика «парные сравнениям» предполагает процедуру сравнения каждого объекта с каждым другим объектом — с точ­ки зрения предпочтения испытуемым или по степени сходства. Методика позволяет выявлять противоречия в системе предпоч­тений испытуемого, различие его субъективных критериев срав­нения, но требует много времени: ведь если сравнивается 10 объектов, то надо сделать 45 парных сравнений, а полученную матрицу результатов сравнения надо обрабатывать с помощью компьютера.

6. «Каузометрия» — испытуемого просят на­звать самые важные события его жизни в прошлом и ожидаемые события в будущем и затем для каждой пары событий оценива­ется наличие причинных каузальных связей. В результате возни­кает графическая схема жизни, свое проектирование карьеры, жизни.

7. Методика -«сортировки» направлена на то, чтобы все сход­ные, по мнению испытуемого, объекты помещать в один класс, и чем больше классов самостоятельно выделит испытуемый при сортировке, тем разветвленное его внутренняя система понятий, тем выше уровень сформированности системы понятий в той или иной области.

Наиболее надежными и валидными признаются аппаратур­ные методы диагностики индивидуально-психофизиологических особенностей, например, электроэнцефалографические. Из-за сложности и громоздкости эти методы, как правило, использу­ются для проведения научно-исследовательской работы и для доказательства валидности бланковых методик.

Типы тестов

По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты.

Тесты интеллекта

Предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном слу­чае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышле­ние, память, внимание). Тесты интеллекта являются историчес­ки наиболее ранними методиками психодиагностики.

В психодиагностику прочно вошло понятие «коэффициента интеллектуальности» в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Этот коэффици­ент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого «умственного возраста» (по числу вы­полненных заданий теста) на хронологический или паспортный возраст и умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, пред­назначенные для более старшего возраста, если IQ был ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответ­ствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т. е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интел­лектуальном развитии человека определенного возраста. Эти гра­ницы располагались от 84 до 116. Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 — как показатель высокого интеллектуального развития.

Наиболее известные тесты интеллекта: тесты Д. Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стенфорд — Бине, «краткий отборочный тест» (КОТ) (В. Н. Бузин).

Тесты учебных и профессиональных достижений

Тесты достижений предназначены длятого, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельны­ми разделами учебных дисциплин, и являются более объектив­ным показателем обученности, чем оценка. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особен­ностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов, т. е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта. Послед­ние не направлены на диагностику конкретных знаний или на­выков, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые «батареи», что позволяет получать профили показателей успеш­ности обучения по разным дисциплинам.

Тесты профессиональных достижений, применяемые в школе, призваны оценивать уровни развития конкретных знаний и навыков, требуемых для отдельных профессий, поэто­му область их применения ограничена и определяется рамками узкой специализации.

Известны три формы обсуждаемых тестов: тесты исполнения, или, как их еще называют, действия, образцы выполнения рабо­ты, а также письменные и устные тесты,

Тесты способностей

Тесты способностей делятся на общие и специальные. По­скольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, то дляих диагностики используются тесты интеллекта; а для диагностики специальных способностей применимы специальные тесты.

В зарубежной тестологии при­нято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций — сенсорные, моторные тесты;

б) по видам деятельности — технические и профессионализи­рованные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скоро­сти движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точ­ности мышечного усилия и др.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифферен­циация высоты, тембра, громкости звуков и др.

Технические способности позволяют человеку успешно рабо­тать с разнообразным оборудованием или его частями. Наряду с некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим опытом) существуют независимые факторы:

§ пространственные представления – способность оперировать зрительными образами (например при восприятии геометрических фигур);

§ техническое понимание — это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, ходить одинаковые и различные.

В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкрет­ных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические, конторские и др. способности).

Наиболее известными являются батарея тестов дифферен­циальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способ­ностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для нужд школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся.

ГАТБ была разработана Службой занятости США для проведения профессиональных консультаций в государственных учреждениях. Она широко использовалась в промышленности и армии для расстановки кадров по рабочим постам при приеме на работу.

Личностные тесты

Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности — мотивации, интересов, ценностных ориен­тации, эмоционального склада и др. К личностным тестам можно отнести как тесты-опросники, так и методики, в частности семантический дифференциал Ч. Осгуда, «технику репертуарных решеток» Г. Келли, «методи­ку распределения времени» С. Я. Рубинштейна.

Наиболее известными и широко используемыми в психодиагностике являются многостадийный личностный оп­росник штата Миннесота (MMPI), личностный опросник Р. Кеттелла, патопсихологический диагностический опросник (ПДО), опросники на выявление личностной и ситуативной тревожно­сти, опросник интересов Е. Стронга и др.

Любые опросники, диагностирующие личностные особенно­сти, применимы только в своей культуре. Поэтому перенос этих методов в другие культуры требует особо тонкого перевода, адап­тации и апробации каждого вопроса.

Психодиагност должен руководствоваться следующими принципами.

• Профессиональные психодиагностические методики мо­гут распространяться только среди аттестованных специ­алистов.

• Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам об­следования и какие решения могут быть приняты.

• Принцип объективности — обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтраль­ного общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.

• Принцип конфиденциальности — вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфи­денциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

• Принцип психопрофилактического изложения результа­тов — результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющей форме, не травмирующей психику и самооценку испытуемого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: