Которое Ты дал ему перед уходом? Ты дал его, нежный Отец, и был еще нежнее

К вернувшемуся нищему. Он жил в распутстве, то есть во мраке страстей, а

Это и значит быть далеко от лица Твоего. 29. Посмотри, Господи, и

Терпеливо, как Ты и смотришь, посмотри, как тщательно соблюдают сыны

Человеческие правила, касающиеся букв и слогов, полученные ими от прежних

Мастеров речи, и как пренебрегают они от Тебя полученными непреложными

Правилами вечного спасения. Если человек, знакомый с этими старыми

Правилами относительно звуков или обучающий им, произнесет вопреки

Грамматике слово homo без придыхания в первом слоге, то люди возмутятся

Больше, чем в том случае, если, вопреки заповедям Твоим, он, человек, будет

Ненавидеть человека. Ужели любой враг может оказаться опаснее, чем сама

Ненависть, бушующая против этого врага? можно ли, преследуя другого,

Погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце? И, конечно,

Знание грамматики живет не глубже в сердце, чем запечатленное в нем

Сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь. Как

Далек Ты, обитающий на высотах в молчании, Господи, Единый, Великий,

посылающий по неусыпному закону карающую слепоту на недозволенные страсти!

Когда человек в погоне за славой красноречивого оратора перед человеком; -

Судьей, окруженный толпой людей, преследует в бесчеловечной ненависти врага

своего, он всячески остерегается обмолвки "среди людев" и вовсе не

Остережется в неистовстве своем убрать человека из среды людей.

XIX. 30. Вот на пороге какой жизни находился я, несчастный, и вот на какой

Арене я упражнялся. Мне страшнее было допустить варваризм, чем остеречься

От зависти к тем, кто его не допустил, когда допустил я. Говорю Тебе об

Этом, Господи, и исповедую пред Тобой, за что хвалили меня люди, одобрение

Которых определяло для меня тогда пристойную жизнь. Я не видел пучины

мерзостей, в которую "был брошен прочь от очей Твоих". Как я был мерзок

Тогда, если даже этим людям доставлял неудовольствие, без конца обманывая и

Воспитателя, и учителей, и родителей из любви к забавам, из желания

Посмотреть пустое зрелище, из веселого и беспокойного обезьянничанья. Я

Воровал из родительской кладовой и со стола от обжорства или чтобы иметь

Чем заплатить -мальчикам, продававшим мне свои игрушки, хотя и для них они

Были такою же радостью, как и для меня. В игре я часто обманом ловил

Победу, сам побежденный пустой жаждой превосходства. Разве я не делал

Другим того, чего сам испытать ни в коем случае не хотел, уличенных в чем

Жестоко бранил? А если меня уличали и бранили, я свирепел, а не уступал. И

это детская невинность? Нет, Господи, нет! позволь мне сказать это, Боже

мой. Вс° это одинаково: в начале жизни- воспитатели, учителя, орехи,

Мячики, воробьи; когда же человек стал взрослым - префекты, цари, золото,

поместья, рабы,- в сущности, вс° это одно и то же, только линейку сменяют

тяжелые наказания. Когда Ты сказал, Царь наш: "Таковых есть Царство

Небесное", Ты одобрил смирение, символ которого - маленькая фигурка ребенка.

XX. 31. И вс° же. Господи, совершеннейший и благой Создатель и Правитель

Вселенной, благодарю Тебя, даже если бы Ты захотел, чтобы я не вышел из

Детского возраста. Я был уже тогда, я жил и чувствовал; я заботился о своей

Сохранности - след таинственного единства, из которого я возник. Движимый

Внутренним чувством, я оберегал в сохранности свои чувства: я радовался

Истине в своих ничтожных размышлениях и по поводу ничтожных предметов. Я не

Хотел попадать впросак, обладал прекрасной памятью, учился владеть речью,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: