Муфты свободного хода (обгонные)

Обгонные муфты или муфты свободного хода служат для передачи вращающего момента только в одном направлении, допуская свободное относительное вращение в противоположном направлении; при этом валы автоматически разъединяются.

Их делят на храповые, работающие но принципу зацепления, и роликовые фрикционные, действующие вследствие заклинивания промежуточных тел (роликов, шариков) между полумуфтами.

В храповой муфте полумуфта 1 имеет венец с несимметричными внутренними зубьями, а на полумуфте 2 шарнирно закреплены храповики 3, которые пружинами прижимаются к зубчатому венцу.

Храповики обеспечивает передачу крутящего момента в одном направлении

 

Рисунок 20 – Храповая обгонная муфта

 

Обгонная муфта с храповым механизмом более надежна, чем устройство с роликами. При этом храповый механизм является ремонтопригодным, в отличие от механизма с роликами.

Обгонная муфта с храповым механизмом имеет следующие недостатки:

· главный недостаток – удар при зацеплении собачки с зубьями. Из-за этого такой тип механизма свободного хода не может быть применен в узлах, работающих с большими скоростями, или в случаях, когда требуется большая частота включений,

· храповый механизм вращается с характерным шумом. Отметим, что сейчас имеются механизмы, в которых собачка при движении по часовой стрелке не задевает храповое колесо и, соответственно, не издает шума,

· из-за больших нагрузок зубья храпового колеса стираются, после чего обгонная муфта выходит из строя.

 

 

Широко используют роликовые фрикционные муфты. Эти муфты имеют относительно малые габаритные размеры, технологичны, просты в эксплуатации, не имеют мертвого хода и практически работают без шума.

 

а) схема роликовой обгонной муфты б) общий вид роликовой муфты

 

Рисунок 21 – Обгонная роликовая муфта

 

Односторонняя передача крутящего момента осуществляется при заклинивании роликов между обоймой и звездочкой. При вращении звездочки по часовой стрелке, ролики закатываются в суживающиеся полости и заклиниваются между звездочкой и обоймой. При обратном вращении ролики выкатываются в широкую часть полостей и муфта расцепляется.

Достоинства роликовых обгонных муфт: отсутствие мертвых ходов при наличии некоторой угловой податливости, важной для смягчения ударов, и почти бесшумная работа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: