Обгонные муфты или муфты свободного хода служат для передачи вращающего момента только в одном направлении, допуская свободное относительное вращение в противоположном направлении; при этом валы автоматически разъединяются.
Их делят на храповые, работающие но принципу зацепления, и роликовые фрикционные, действующие вследствие заклинивания промежуточных тел (роликов, шариков) между полумуфтами.
В храповой муфте полумуфта 1 имеет венец с несимметричными внутренними зубьями, а на полумуфте 2 шарнирно закреплены храповики 3, которые пружинами прижимаются к зубчатому венцу.
Храповики обеспечивает передачу крутящего момента в одном направлении
Рисунок 20 – Храповая обгонная муфта
Обгонная муфта с храповым механизмом более надежна, чем устройство с роликами. При этом храповый механизм является ремонтопригодным, в отличие от механизма с роликами.
Обгонная муфта с храповым механизмом имеет следующие недостатки:
· главный недостаток – удар при зацеплении собачки с зубьями. Из-за этого такой тип механизма свободного хода не может быть применен в узлах, работающих с большими скоростями, или в случаях, когда требуется большая частота включений,
|
|
· храповый механизм вращается с характерным шумом. Отметим, что сейчас имеются механизмы, в которых собачка при движении по часовой стрелке не задевает храповое колесо и, соответственно, не издает шума,
· из-за больших нагрузок зубья храпового колеса стираются, после чего обгонная муфта выходит из строя.
Широко используют роликовые фрикционные муфты. Эти муфты имеют относительно малые габаритные размеры, технологичны, просты в эксплуатации, не имеют мертвого хода и практически работают без шума.
а) схема роликовой обгонной муфты б) общий вид роликовой муфты
Рисунок 21 – Обгонная роликовая муфта
Односторонняя передача крутящего момента осуществляется при заклинивании роликов между обоймой и звездочкой. При вращении звездочки по часовой стрелке, ролики закатываются в суживающиеся полости и заклиниваются между звездочкой и обоймой. При обратном вращении ролики выкатываются в широкую часть полостей и муфта расцепляется.
Достоинства роликовых обгонных муфт: отсутствие мертвых ходов при наличии некоторой угловой податливости, важной для смягчения ударов, и почти бесшумная работа.