Муфты компенсирующие, жёсткие

Муфты компенсирующие жесткие предназначены для соединения валов с небольшими взаимными смещениями осей, вызываемые неточностью изготовления деталей муфты и монтажа.

· Крестовые компенсирующие муфты

· Цепные муфты

· Муфты зубчатые

· Шарнирные муфты

 

Крестовые компенсирующие муфты изготавливают двух типов:

1) кулачковая дисковая,

2) муфты с вкладышем.

Кулачково-дисковая муфта, она же механизм Олдема (механизм назван в честь ирландского инженера Джона Олдема, который изобрёл его в 1820 году) — это способ передачи вращательного момента между двумя параллельными, но не соосными валами.

Кулачково-дисковая муфта состоит из двух полумуфт с диаметральными пазами на торцах и промежуточного плавающего диска с взаимно перпендикулярными выступами.

 

1- полумуфты, 2-кулачковый диск

Довольно широко распространена крестовая муфта со скользящим вкладышем, которая состоит из двух полумуфт и вкладыша, имеющего форму параллелепипеда.

Полумуфты снабжены двумя выступами, осуществляющими направление вкладыша. Принцип действия муфты такой же, как и крестовой кулачково-дисковой. Для снижения износа поверхностей деталей крестовых муфт их смазывают через отверстия.

1,2-полумуфты, 3- вкладыш, имеющий форму параллелепипеда

Кулачково-дисковая муфта имеет пониженную надежность работы вследствие значительного износа рабочих поверхностей наличия центробежной силы, действующей на диск, потери на трение.

 

 

Рисунок 4- Крестовые компенсирующие муфты

 

Цепные муфты предназначены для конструкций с большими крутящими моментами, так как передают более высокие крутящие моменты, чем сами валы. Муфта состоит из двух полумуфт (звездочек) с одинаковым числом зубьев и охватывающей их общей цепи и кожуха.

В качестве соединительного элемента применяют цепи роликовые однорядные, двухрядные, а также зубчатые.

 

а) с однорядной цепью в) с двухрядной цепью

 

Рисунок 5- Конструкция муфты цепной

 

Для удержания смазочного материала муфту закрывают кожухом, разъемным в осевой плоскости. Чтобы предотвратить утечку масла, в кожух встраивают уплотнения. Кожух обычно выполняют литым из легких сплавов.

 

 

Рисунок 6-Муфты цепные (общий вид)

 

Достоинство цепных муфт: простота конструкции и обслуживания, надежность в работе, технологичность изготовления и сравнительно малые габариты и вес, удобный монтаж и демонтаж, способность компенсировать радиальные и угловые смещения за счет относительной податливости деталей цепи и их деформации.

Недостатком муфты является наличие зазоров в шарнирах самой цепи и в сопряжении ее со звездочками, вследствие чего цепные муфты не могут применяться в реверсивных передачах, а также при наличии больших динамических нагрузок.

Муфты зубчатые обладают наибольшей нагрузочной способностью и надежностью.

Муфты зубчатые состоят из кожуха с внутренними зубьями. Кожух из двух частей. Внутри каждой части кожуха зубчатая втулка. Зубья втулок смещаются вдоль зубьев кожуха. Это дает возможность соединять валы под углом. Компенсирует неточность соединения валов. Для повышения

износостойкости зубья подвергают термообработке, а муфту заливают маслом большой вязкости.

 

Рисунок 7 – Зубчатая муфта в разрезе

 

Втулки муфт изготавливают следующих исполнений:

1 - с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов,

2-с коническими отверстиями для коротких концов валов.

 

Рисунок 8 –Общий вид зубчатых муфт

Достоинствами зубчатых муфт являются: высокая нагрузочная способность при сравнительно небольших габаритах, хорошая компенсирующая способность смещений осей валов, технологичность изготовления – использование для нарезки зубьев нормального зубонарезного инструмента.

К недостаткам можно отнести: сравнительно низкую стойкость из-за быстрого износа и разрушения зубьев.

Шарнирные муфты (шарниры Гука) предназначены для передачи вращающего момента между валами с взаимным наклоном осей до 40-45°, причем угол наклона может меняться.

Полумуфты шарнирных муфт выполняются в виде вилок, повернутых друг относительно друга под прямым углом и соединенных шарниром с промежуточным телом, обычно имеющим форму крестовины.

1,2-полумуфты-вилки,3-крестовина

 

Рисунок 9 – Конструкция шарнирной муфты

Недостатком является неравномерность вращения ведомого вала при постоянной угловой скорости ведущего, в связи с чем для передачи вращения от одного механизма к другому применяют валы с двумя шарнирными муфтами. (карданный вал).

Шарнирные муфты применяют:

· для компенсации неточности расположения валов, возникающей при сборке, при деформации рамы и рессор (транспортные и др. машины);

 

· для передачи вращения переставным валам(валки прокатных станов и т.п.)

· для передачи вращения валам, изменяющим положение во время работы (консоли фрезерных станков и т.п.).

Изготавливаются двух типов: одинарные и сдвоенные с промежуточной спаренной вилкой.

 

 

Рисунок 10- Шарнирные муфты

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: