Релевантность и коммуникация

Универсальная когнитивная тенденция к максимализации релевантности даёт возможность (по крайней мере в некоторых отношениях) предвидеть ментальные состояния собеседников и манипулировать ими. Говорящий может знать склонность собеседника выбирать самые релевантные в своей среде стимулы и обрабатывать их так, чтобы максимализировать их релевантность. Учитывая это, говорящий может быть в состоянии:

а) произвести какой-то стимул, который безусловно привлечёт внимание собеседника,

б) подсказать ему уместное изменение некоторых контекстуальных допущений и

в) подтолкнуть собеседника к нужному выводу.

Д. Спербер и Д. Уилсон неоднократно оперируют таким примером: я как гость помещаю свой пустой стакан в поле зрения хозяина, намереваясь дать ему это заметить и заключить, что я хотел бы ещё выпить. Тем самым я использую естественное для каждого человека стремление максимализировать релевантность.

Инференционную коммуникацию создатели теории рассматривают как остенсивно - инференционнуюкоммуникацию (здесь слово остенсивный значит ‘(нарочито, намеренно) выставляемый напоказ’). Её характеристика содержится в следующих тезисах:

 

Остенсивно-инференционная коммуникация

а) Информативное намерение:

Намерение информировать слушателя о чём-то.

б) Коммуникативное намерение:

Намерение информировать слушателя о своём информативном намерении.

 

Понимание достигается, когда коммуникативная интенция реализована. т.е. когда слушатель распознал информативную интенцию. Реализация же информативной интенции зависит от степени доверия слушателя говорящему.

В более полной характеристике авторы дополнительно вводят понятия манифестируемости и взаимнойманифестируемости.

Вернёмся к уже приводимому примеру: Гость может более откровенно сообщить о своём желании выпить ещё. Он может не просто молча поместить свой пустой стакан в поле зрения хозяина, но и коснуться его руки, указывая на стакан, помахать стаканом перед его глазами, демонстративно поставить стакан перед хозяином, пристально посмотреть на него или же сказать: У меня в стакане пусто.

Таким образом, остенсивно-инференционная коммуникация включает в себя остенсивныйстимул. Он порождает предсказуемые ожидания релевантности. Производя остенсивный стимул, говорящий подводит слушающего к предположению о его достаточной релевантности, чтобы быть обработанным. На этом основан второй базисный принцип релевантности:

 

Коммуникативный Принцип Релевантности

Каждый остенсивный стимул передаёт презумпцию своей собственной оптимальной релевантности.

 

Этот принцип и вместе с ним понятие оптимальнойрелевантности являются ключевыми в релевантно-теоретической прагматике.

Остенсивный стимул порождает презумпциюрелевантности. Понятие оптимальной релевантности раскрывается с учётом понятий усилия (затраты) и эффекта (выигрыша). См. тезисы:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: