Начало древнерусской государственности

Лекция 2

Тема: Образование древнерусского государства в IX-X вв.

План.

Начало древнерусской государственности

Система управления Киевской Руси

Принятие Христианства и его значение.

Начало древнерусской государственности

Проблема образования государства у восточных славян является дискуссионной. При ее освещении следует учитывать, что возникновение государства – закономерный этап в развитии любого общества. На него влияют социально-психологические, политические, экономические факторы, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Возникновение государства всегда является результатом внутреннего развития. Оно не может быть навязано обществу внешней силой. Это следует учитывать при анализе теорий образования государства у славян. Еще в XVIII в. складываются две основные концепции, объясняющие процесс формирования государственности у восточных славян.

1. Норманнская (Байер, Миллер). Суть ее сводится к тому, что славяне в IX – Х вв. «жили звериньским образом» (выражение из «Повести временных лет»), и поэтому основателями славянского государства могли быть только дружины варягов.

С уть норманнской теории

Варяжское посольство для призвания норманнского князя (конунга) к управлению на русских землях. Рюрик, Синеус, и Трувор – три брата- варяга (версии о неправильном переводе исторических первоисточников). Рюрик основал династию, правившую до XVI в. Теория крайне спорная. Много точек зрения (Ломоносов, Карамзин). На сегодняшний день характерна точка зрения лишь о частичном участии варягов в формировании славянских государств.

2. Антинорманнская. Ее сторонники доказывают абсолютную самобытность славянской государственности. Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманнистов» и «антинорманнистов», отмечая, что возникшие у славян в VIII – IХ вв. предпосылки образования государства были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины.

В VII – IХ вв. происходит объединение славянских племен в союзы и сверхсоюзы – протогосударственные объединения: • в Среднем Поднепровье во главе с полянами и центром в Киеве; • на северо-западе Восточной Европы с центром в Новгороде. В 882 г. новгородский князь Олег (родственник Рюрика) завоевал Киев, который стал центром Древнерусского государства Киевской Руси.

Внутренняя политика киевских князей – Олега (879–912), Игоря (912–945), Ольги (945–957), Святослава (957–972), Владимира (980–1015), Ярослава Мудрого (1019–1054), Владимира Мономаха (1113–1125) имела две составляющие: 1) расширение территории за счет присоединения славянских племен; 2) сбор дани с этих территорий.

Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словенильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций.

Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик, со своими братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т.е. договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций военного и управленческого характера.

Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов. Наконец, приглашение правителя со стороны, с целью преодоления острого социального конфликта, свидетельствует вовсе не об отсутствии способности к государственному строительству, а, наоборот, - о мудрости и способности к компромиссу – качествам, которыми еще и сегодня обладают далеко не все политические деятели.

Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела), которые вставали перед обществом на определенном этапе развития. Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это препятствие и должно было вновь созданная общественная сила.

Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в «призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских племен) и договорной. Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции российской государственности. Важной характеристикой начального развития русской истории можно считать процесс интеграции славян и руссов (германский этнос). Славяно-русская общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция (поглощение) русов - растворение их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе Киева) и русов. Название «русь» стало этнонимом нарождавшейся новой народности. Русские – это те, кто относятся к русам, связаны с русами. Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая. система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и становления молодого восточнославянского государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: