Понятие, классификация,емкость рынка

Под рынком в широком смысле понимается совокупность экономических, социальных отношений, складывающихся в процессе обмена и в связи с реализацией товара; в узком смысле это сфера осуществления торговых операций.Рынок – это совокупность существующих или потенциальных покупателей объединенных либо географическим положением, либо потребностью порождающей спрос.

Основные элементы рынка это цена спрос предложение конкуренция.

Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворять всех покупателей но вместе с тем он должен стремится к производству товара который в наибольшей степени удовлетворял бы запросы всех покупателей

 

Условия возникновение и развитие рынков:

· Общественное разделение труда

· Специализация

· Экономическая обособленность

· Свободный обмен ресурсами

Условием существования рынка является следующее:

1Наличие большого и регулярного спроса

2 Неограниченное количество участников хозяйственной деятельности

3Абсолютная мобильность факторов производства

4Свободная конкуренция среди покупателей и продавцов.

5Полный объем всесторонней информации между участниками конкуренции

Основные функции рынка:

1. Регулирующая связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего, производство и распределение основных факторов произ-ва – перелив Ф.П из менее доходных в более доходные отрасли.

2. Посредническая – сводит вместе продавцов и покупателей, или субьектов хозяйствования для обмена результатами деятельности.

3. Информационная – дает объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров.

4. Стимулирующая – связана с техническим прогрессом.

5. Ценообразующая

6. Санирующая – уход с рынка нежизнеспособных предприятий

7. Дифференцирующая доходы субъектов рынка.

Понятие рынка того или иного товара очень важно для фирмы, которая собирается выйти на рынок или уже действует там.

По общей классификации рынки делятся на:

· Товарные (продукция и услуги)

· Рынок факторов производства (земля, труд, капитал)

· Финансовый рынок (деньги и ценные бумаги)

В свою очередь указанные рынки подразделяются на:

· Мировые

· Национальные

· Внутренние

· Международные

Рынок товаров – становой хребет рыночной экономики. Границы его практически необозримы. Для товарных рынков применяются следующие виды классификации:

1. Географическая, где рынки подразделяются на 8 групп - Сев. Америка, Лат.Америка, Зап.Европа, Вост.Европа, Страны СНГ, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Азии, Австралии и Океании.

2. Товарно-отраслевая с тремя группами:

· Рынки готовых изделий (машин и оборудования, бытовые промышленные товары, прочие)

· Рынки сырья и полуфабрикатов (топливо, промышленное сырье, с/х лесные товары)

· Услуг (научные изобретения, транспорт и прочее)

Для каждого рынка определяют его главный параметр – емкость рынка. Емкость рынка объем реализуемых на рынке товаров в течение определенного отрезка времени.

 

 

Ер = Нп + Опр + И – Э + Спт – Упт – Эк + Ик (3.1)

 

Нп –национальное производство данного товара в данной стране

Опр – остаток товарных запасов на складах предприятий – изготовителей

И,Ик,Э,Эк – иморт и экспорт (к – косвенный, когда товар используется в другом изделии)

Спт, Упт – снижение, увеличение товаров у потребителей(продавцов) в данной стран

 

Классификация рынков

1) по объектам приложения различают рынок товаров рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок рабочей силы

2) в пространственном выражении различают локальный региональный национальный и мировой рынок.

3) по механизму функционирования- свободный монополизированный государственно-регулируемый и планово регулируемый

4) По уровню насыщенности- равновесный дефицитный и избыточный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: