SWOT-анализ – основополагающий комплексный метод стратегического анализа, который используется в целях: идентификации, оценки степени воздействия, и исследования силы взаимосвязей различных факторов внешнего окружения и внутренней среды организации; синтеза и интерпретации различных факторов для стратегического позиционирования и выработки стратегии организации.
Процедура проведения SWOT-анализа предусматривает разбиение всех факторов внутренней и внешней среды на четыре группы; их комплексный анализ и выработку на этой базе стратегий развития бизнеса. Эти группы факторов следующие: позитивные внутренние факторы – сильные стороны; негативные внутренние факторы – слабые стороны; позитивные внешние факторы – шансы и возможности; негативные внешние факторы – угрозы и риски для организации.
Для анализа взаимовлияния позитивных и негативных факторов внешней и внутренней среды строится матрица SWOT-анализа.
| Возможности | Угрозы | |
| Сильные стороны | Стратегия «макси-макси» (квадрант 1) | Стратегия «макси-мини» (квандрант 3) |
| Слабые стороны | Стратегия «мини-макси» (квадрант 2) | Стратегия «мини-мини» (квадрант 4) |
Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов позволяет сформулировать четыре общие стратегии.
Квадрант 1 - наиболее благоприятная ситуация, для которой рекомендуется стратегия «макси-макси». Организация характеризуется преобладанием сильных сторон над слабыми, а внешняя среда отличается широким спектром новых возможностей при отсутствии угроз. В такой ситуации организация должна предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке посредством увеличения рыночной доли, диверсификации продуктов и выведения на рынок всевозможных новинок. Благоприятная финансовая ситуация позволяет вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию новых продуктов, а также приобретать менее рентабельные предприятия, действующие в том же секторе рынка
Квадрант 2 - хорошая ситуация и рекомендуемой стратегией является стратегия «мини-макси». Организация, несмотря на преобладание слабых сторон, действует в благоприятной внешней среде и должна стремиться к выборочному улучшению своей конкурентной позиции, к увеличению рыночной доли, а также направлять усилия на ликвидацию имеющихся слабых сторон.
Квадрант 3 - неблагоприятная ситуация, при которой организация, имея преобладание сильных сторон, должна функционировать в нестабильной внешней среде. Рекомендуемой в данном случае является стратегия «макси-мини». Ее суть – организация, используя имеющиеся сильные стороны, должна преодолевать угрозы, исходящие из внешней среды и стремиться к выборочному увеличению рыночной доли, осуществлять поиск благоприятной ниши и проводить мероприятия по снижению затрат, модернизации продуктов и завоеванию новых рынков.
Квадрант 4 - наихудшая ситуация, при которой рекомендуется стратегия «мини-мини», заключающаяся в постепенном уменьшении активности и постепенном уходе из данной сферы деятельности.






