Сущность и методика проведения SWOT-анализа внешней и внутренней среды организации

SWOT-анализ – основополагающий комплексный метод стратегического анализа, который используется в целях: идентификации, оценки степени воздействия, и исследования силы взаимосвязей различных факторов внешнего окружения и внутренней среды организации; синтеза и интерпретации различных факторов для стратегического позиционирования и выработки стратегии организации.

Процедура проведения SWOT-анализа предусматривает разбиение всех факторов внутренней и внешней среды на четыре группы; их комплексный анализ и выработку на этой базе стратегий развития бизнеса. Эти группы факторов следующие: позитивные внутренние факторы – сильные стороны; негативные внутренние факторы – слабы­е стороны; позитивные внешние факторы – шан­сы и возможности; негативные внешние факторы – угрозы и риски для организации.

Для анализа взаимовлияния позитивных и негативных факторов внешней и внутренней среды строится матрица SWOT-анализа.

 

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Стратегия «макси-макси» (квадрант 1) Стратегия «макси-мини» (квандрант 3)
Слабые стороны Стратегия «мини-макси» (квадрант 2) Стратегия «мини-мини» (квадрант 4)

 

Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов позволяет сформулировать четы­ре общие стратегии.

Квадрант 1 - наиболее благоприятная ситуация, для которой рекомендуется стратегия «макси-макси». Организация характеризует­ся преобладанием сильных сторон над слабыми, а внешняя среда от­личается широким спектром новых возможностей при отсутствии уг­роз. В такой ситуации организация должна предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке посредством увеличения ры­ночной доли, диверсификации продуктов и выведения на рынок все­возможных новинок. Благоприятная финансовая ситуация позволя­ет вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ты по развитию новых продуктов, а также приобретать менее рента­бельные предприятия, действующие в том же секторе рынка

Квадрант 2 - хорошая ситуация и рекомендуемой стратегией является стратегия «мини-макси». Организация, несмотря на преобладание слабых сторон, действует в благоприятной внешней среде и должна стремиться к выборочному улучшению своей конку­рентной позиции, к увеличению рыночной доли, а также направлять усилия на ликвидацию имеющихся слабых сторон.

Квадрант 3 - неблагоприятная ситуация, при которой организация, имея преобладание сильных сторон, должна функционировать в нестабильной внешней среде. Рекомендуе­мой в данном случае является стратегия «макси-мини». Ее суть – организация, используя имеющиеся сильные стороны, должна преодолевать угрозы, исходящие из внешней среды и стремиться к выборочному увеличению рыночной доли, осущес­твлять поиск благоприятной ниши и проводить меропри­ятия по снижению затрат, модернизации продуктов и завоеванию новых рынков.

Квадрант 4 - наихудшая ситуация, при которой рекомендуется стратегия «мини-мини», заключающаяся в постепенном уменьшении активности и постепенном уходе из данной сферы деятельности.





double arrow
Сейчас читают про: