Сущность стратегического управления
Особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е. очень велика роль искусства. Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата.
Существует множество определений стратегического управления, но наиболее емкое следующее:
Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельноть на запросы потребителей, гибко реагирует и приводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
|
|
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическкую совокупность 5 взаимосвязанных управленческих процессов:
а) анализ среды:
* макроокружение – влияние экономики, правового регулирования и управления, политических процессов и т.д.
* непосредственное окружение – покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
* внутренняя среда – потенциал фирмы.
б) определение миссии и целей;
в) выбор стратегии;
г) выполнение стратегии;
д) оценка и контроль реализации стратегии.
Стратегия –
1)общий комплексный план, который обеспечивает осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
2)генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к ее поставленной цели.
Стратеги организации – генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ:
1. Стратегии согласно выработке общей стратегии поведения организации на рынке
- лидерство и минимизация издержек производства;
- закрепление за собой определенного сегмента рынка в сочетании с концентрацией усилий на данном сегменте;
- набор нового сегмента и специализация продукции с целью овладеть этим сегментом.
2. В зависимости от уровня принятия решений на предприятии используются следующие виды стратегий:
- корпоративные, стратегия по направлению деятельности организации;
-функциональные, стратегия линейных отделений, подразделений занятых конкретным бизнесом.
|
|
Виды стратегий:
- корпоративные – общие для всей организации: минимизации издержек, инновации;
- стратегии сферы бизнеса – по направлениям организации стратегия откачки и ликвидации;
- функционирование стратегий;
- стратегия линейных отделений, единиц.
3. Стратегии развития бизнеса (базисные и этлонные);
А) Стратегии концентрированного роста;
- стратегии усиления позиций на рынке;
- стратегии развития рынка;
- стратегии развития продукта;
Б) Стратегии интегрированного роста;
- стратегии горизонтальной интеграции;
- стратегии обратной вертикальной интеграции;
- стратегии вперед идущей вертикальной интеграции;
В) Стратегии диверсифицированного роста;
- стратегии центрированной диверсификации;
- стратегии горизонтальной диверсификации;
- стратегии конгломератной диверсификации;
Г) Стратегии целенаправленного сокращения;
- стратегии ликвидации;
- стратегии «сбора урожая»;
- стратегии сокращения.
4. Стратегии поведения фирм зависит от их позиции в конкурентном лидировании на рынке
- лидер;
- второй или третий «игрок» – стратегии фирм, ближайших к лидеру по размерам, способностям к рыночной доле;
- стратегия последователя – стратегия основных игроков включая действующих в нише;
- «новый игрок»;
5. По степени активности поведения организации во внешней среде (наступательная, оборонительная);
6. Выход организации на рынок с новыми товарами/услугами;
- выход на рынок раньше других или в числе первых;
- выход на рынок тогда, когда товар уже достаточно закрепился на рынке.