Культура IV в. до н.э

Кризис полиса не означал упадка культуры, напротив, именно этот период отмечен многими важными достижениями в литературе, науке, философии, искусстве, связан с творчеством таких выдающихся мыслителей древности, как Платон и Аристотель. Кризис полиса привел к изменениям в общественном сознании, все более заметным становится рост индивидуализма, упадок традиционной полисной, коллективистской морали. Это же явление породило и глубокие теоретические исследования, в которых рассматривались природа полиса, причины его становления, развития и упадка, его типология и возможности создания устойчивого «идеального» полиса.

Платон

Идеалистическая разработка этой проблематики была делом учеников Сократа, в первую очередь Платона. Принадлежавший к знатному афинскому роду Кодридов, получивший прекрасное образование, обладавший огромными знаниями, Платон был крупнейшим представителем идеалистического направления в древнегреческой философии. Он создал Академию — философскую школу, в которой объединились его ученики. Основой учения Платона стало представление об идеях — вечных и неизменных прообразах вещей, слабыми отображениями коих являются предметы реального мира.

Голова богини Гигиейи. Около середины IV в. до н.э.

Исходя из этой концепции, Платон создавал и свою теорию полиса. В высшем мире, мире идей, существует и идея полиса, и задача законодателя заключается в том, чтобы построить на земле полис, возможно более близкий к «идеальному». Платон детально разработал проект, суть которого заключалась в том, чтобы разделить все население на три группы:

· земледельцев, ремесленников и торговцев, занятых производством и обменом и не имеющих никаких прав;

· стражей, занятых только военной службой, лишенных имущества и семьи и посвятивших себя делу защиты полиса;

· мудрецов-философов, взявших на себя управление полисом и живущих той же суровой жизнью, что и стражи.

Обращенный в далекое прошлое, идеализирующий спартанский строй времени Ликурга, проект Платона, естественно, не мог найти осуществления. Попытки философа реализовать его в Сицилии с помощью тиранов Сиракуз едва не стоили ему жизни.

Аристотель

Среди учеников Платона был один, многостороннее влияние которого перешагнуло границы не только его времени и страны, но и всей античности. Этим человеком был Аристотель, величайший ум древности. Аристотель являлся энциклопедистом в подлинном смысле этого слова, занимаясь философией и историей, математикой и зоологией, физикой, ботаникой и медициной, этикой, теорией искусства, литературы и театра, риторикой. Начав свою деятельность как ученик Платона, он затем порывает с учителем и создает свою школу — Ликей. Натурфилософия Аристотеля близка материалистической. Согласно его взглядам, материя и форма неотделимы друг от друга, и это не абстрактные понятия, а две стороны единого жизненного процесса. Самую сильную сторону натурфилософской системы Аристотеля составляет учение о движении, без которого нет ни времени, ни пространства, ни материи. Эта система дополнялась его учением о методах мышления, или логикой.

Статуя мальчика. Бронза. Около 330 г. до н.э.

Аристотелем создана всеобъемлющая научно-философская система, она явилась синтезом всех достижений греческой науки классического периода. Физика, этика и политика, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины были сведены Аристотелем в некое единство. Естественнонаучные воззрения Аристотеля неотделимы от его общефилософских принципов. Он разрабатывал математические проблемы, создал общую теорию качественных изменений и превращений тел.

Значительное место в научном творчестве Аристотеля занимают сочинения о живой природе. Он описал 485 видов животных, первым в истории науки предложил классификацию животного мира. Работы Аристотеля продолжили его ученики, из которых самым знаменитым был Феофраст. Аристотель создал и свое учение о государстве, написав «Политику» — трактат, основанный на 158 исследованиях, каждое из которых посвящено государственному строю и истории отдельного полиса и было выполнено самим Аристотелем и его учениками. Аристотель дал непревзойденный по глубине анализ характера греческого полиса (его сущности, типов, эволюции, причин упадка и т. д.) и предложил проект идеального государства, который, в отличие от проекта Платона, был более жизненным. Философ исходил из идей создать на отвоеванных у варваров землях греческие полисы, граждане которых жили бы за счет эксплуатации местного населения.

Широкое развитие рабства привело к появлению в общественной мысли так называемого рабского вопроса. Аристотель, выражая самую суть рабовладельческого строя, создал и развил идею о «рабстве по природе», согласно которой все негреки самой природой предуготовлены быть рабами греков. Глубокими были экономические идеи Аристотеля. Он отмечал, что полисный строй жизни совместим только с определенным уровнем развития экономики, а развитие сверх определенного предела товарно-денежных отношений приводит к разложению полиса. Столь же важны и его наблюдения о зависимости политики от экономических интересов различных групп гражданства.

Влияние Аристотеля на последующее развитие культуры древности и раннего средневековья было огромным. Переведенные на арабский язык, его труды стали достоянием мусульманской науки, а затем в оригиналах и в различных переводах вошли в золотой фонд европейской и мировой цивилизаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: