Язык и речь – единый продукт человеческого существования

Понятия «язык» и «речь» в обыденном общении нередко смешиваются, но в научном рассмотрении этих понятий требуется не только их объединение, но и разграничение.

С философской точки зрения, язык – это категория сущности и общего, продукт деятельности коллектива. Язык воспринимается как система, представленная в моделях, как нечто абстрактное, существующее потенциально, т.е. не в явном, а в скрытом виде, и проявляется при известных условиях.

В противоположность языку речь представляется как нечто материальное, мы ее слышим (устная речь) или воспринимаем зрением (письменная речь).

Речь отражает опыт индивидуума. У каждого человека существует свой больший или меньший словарный запас, свое знание и умение использовать слова, модели их сочетаемости, модели построения предложений. Поэтому речь индивидуальна и произвольна.

Язык и речь образуют единый продукт человеческого существования, но тем не менее каждый из них имеет свои – противоположные – особенности:

1. язык – это средство общения, а речь – реализация языка, который через речь выполняет свою основную функцию – общения (коммуникативную);

2. язык абстрактен; он существует и вне нас, язык – достояние общества; речь материальна; она материализуется через отдельного человека и отражает лишь его опыт;

3. язык постоянен, стабилен; речь активна, изменчива; для нее характерна вариативность;

4. язык независим от ситуации и обстановки общения; речь обусловлена ситуацией.

В речи единицы языка могут приобретать какие-то особенные значения, которые в языке у них отсутствуют (пример – начало одного из стихотворений С. Есенина: Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Только в этом контексте слово «отговорила» приобретает значение «замерла», «затихла»).

Понятия «язык» и «речь» соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и существования общего (языка).

Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык) – это наука о языке, утверждающая, что язык – это не нагромождение слов, звуков, правил, а упорядоченная система (от греч. systema – целое, составленное из частей). Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов она состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы языка: звук (фонема), морфема, лексема, синтаксические единицы (словосочетание, предложение и сложное синтаксическое целое). При этом более сложные единицы состоят из более простых.

Поскольку система – это не случайный набор элементов, а их упорядоченная совокупность, то необходимо для понимания того, как «устроена» система языка, все единицы сгруппировать по степени сложности их структуры.

Самая простая единица языка – звук – неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица, в потоке речи – фонема, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова пот – бот – мот – кот различаются звуками [п], [б], [м], [к].

Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться не могут, а лишь в потоке речи.

Например, в слове МОСКВИЧКА четыре морфемы: москв-, ич, -к, -а.

Морфема москв- (корень содержит как бы указание на местность); -ич- (суффикс) обозначает лицо мужского пола – жителя Москвы; -к- (суффикс) обозначает лицо женского пола – жительницу Москвы; -а (окончание) указывает, что данное слово является существительным женского рода единственного числа именительного падежа.

Относительной самостоятельностью обладает лексема – слово; оно называет предметы, процессы, признаки или указывает на них.

Словосочетание – соединение двух слов или более, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слова:

новая книга, ставить пьесу, каждый из них.

 

Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно что-то сообщить о предметах, является предложение – основная синтаксическая единица.

Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, представляющих более полное по сравнению с отдельным предложением развитие мысли.

Современные представления о системе языка связаны с учением о его уровнях, их единицах и отношениях. Отношения между единицами разного уровня признаются иерархическими. Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания – фонетики, морфемики, синтаксиса, лексикологии.

Фонетика (от греч. phone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуки речи и их свойства.

Морфемика (от греч. morphe – форма) – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия.

Лексикология (от греч. lexikos – словесный, словарный, logos – учение) – это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом.

Синтаксис (от греч. syntaxis – составление) – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в предложении.

Отличительной чертой литературного языка является наличие двух форм: устной и письменной речи. Их названия свидетельствуют о том, что первая – звучащая речь, а вторая – графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить, какая из форм возникла раньше, то каждый ответит: устная. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.

Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущий не видит своего читателя, а может только мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. В зависимости от этой реакции устная речь может быть или изменена, или прекращена. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Он, в отличии от пишущего, не имеет возможности совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять, используя при этом словари и справочники. Нет в устной речи и прописной буквы, красной строки, с которой пишущий излагает новую мысль, но произносящий устную речь использует столь богатейшие интонационные возможности, как паузы, словесное и логическое ударение, умелое использование которых может удачно подчеркнуть нужную говорящему мысль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: