План:
1. Порядок слов в предложении.
2. Согласование сказуемого с подлежащим.
3. Согласование определений, приложений.
4. Синтаксические нормы в употреблении отглагольных существительных.
5. Синтаксические нормы в предложениях с однородными членами.
6. Синтаксические нормы в сложных предложениях.
Литература:
1. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.– С. 263-314.
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.– С. 45-47.
3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. / Л.А. Введенская, Л.Т. Павлова, Е.Ю. Кашаева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.– С. 49-52.
4. Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб.– М.: Айрис-Пресс, 2003.– С. 140-168.
5. Русецкий, В.Ф. Культура речи учителя: практикум / В.Ф. Русецкий.– Минск, 1999.– С. 194-205.
6. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи / Н.Ю. Штрекер.– М.: Юнити-Дана, 2003.– С. 251-257.
Материал для практических занятий
|
|
Задание 1. Подобрать к каждому существительному прилагательные или слово другой части речи и согласовать их в роде:
вуаль кенгуру подмастерье рагу тюль шоссе
желе кольраби пони рояль хрусталь эмаль
иваси недоросль маэстро такси шампунь
Задание 2. Сделать разбор словосочетаний: зимние запасы, шапка отца, встретить радостно.
Задание 3. Найдите грамматическую основу в предложениях.
Мы пахать, а он руками махать. Охотница была до цветов, как девчонка. Варя была с заплаканными глазами. Я не мастер рассказывать. Он желал казаться храбрым на четвертом батальоне. Я встал на валежину и стал переобуваться.
Задание 4. Выполните синтаксический разбор предложений.
По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом. Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. Через год после первых слухов приехала на катере оценочная комиссия, стала определять износ построек и назначать за них деньги.
Материал для подготовки к контрольным занятиям
Тема: Словосочетание. Предложение. Синтаксические нормы.
Задание 1. Какие глаголы не употребляются в форме 1 лица ед. числа? Как мы поступаем при необходимости их употребления? Приведите примеры.
Задание 2. Сделайте разбор словосочетаний: голубеющее небо, говорил вполголоса, сидеть за столом.
Задание 3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.
Тут с шумом в воздухе взвилась тьма камней, туча стрел от войск богомятежных.
Задание 4. Отредактируйте, указав ошибки.
1. Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 2. Скворцы, прилетающими в марте, поселятся в новом скворечнике. 3. Приехав в колхоз, улучшились условия быта. 4. Читая рассказы Чехова, его герои словно оживают перед тобой. 5. Поддерживаемую Бенедиктиным под локоть, Софья поднялась на крылечко небольшого деревянного дома.
|
|
Глава XIII. Пунктуация.
Пунктуационные нормы