Государственный Совет и Комитет министров

Провозглашение реформы

После закрытия Редакционных комиссий их проекты были переданы сначала в Главный Комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный Совет (конец 1860 - начало 1861 г.).

Давление оппонентов и слева, и справа не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и вы­купные платежи.

Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, в которых регла­ментировались порядок и условия освобождения крестьян и пере­дачи им земельных наделов. Их главной идеей было то, что кре­стьяне получают личную свободу, а до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходит в пользование крестьян.

Наделение землей

Наделение землей осуществлялось по добровольному согла­шению помещика и крестьянина: первый не мог давать земель­ный надел меньше нижней нормы, установленной местным поло­жением, второй не мог требовать надела размером больше макси­мальной нормы, предусмотренной в том же положении.

Вся земля в тридцати четырех губерниях делилась на три ка­тегории: нечерноземная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько местностей с учетом качества почвы, чис­ленности населения, уровня торгово-промышленного и транс­портного развития.

Для каждой местности устанавливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов. Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении.

Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена кресть­янских наделов, если на их территории обнаруживались полез­ные ископаемые или помещик собирался строить каналы, при­стани ирригационные сооружения. Возможен был перенос кре­стьянских усадеб и домов, если они находились вне допустимой близости к помещичьим строениям.

Временно обязанное состояние могло быть прекращено по ис­течении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы кресть­ян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда все они были переведены в состояние собственников.

Выкупная операция

Выкупной договор между Помещиком и крестьянской общиной утверждался Мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел - с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения сто­рон (помещик - крестьянин) прекращались, и крестьяне становились собственниками.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В ос­нову выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы.

Был установлен годовой шестипроцентный капитализирован­ный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (об­року) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный кри­терий.

Характер реформы

Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр.

При Выкупе в черноземных районах проявилась явная тен­денция превратить крестьян в арендаторов их собственных на­делов (земля там была дорогой), а вне черноземных проявля­лась тенденция к фантастическому росту цен за выкупаемую усадьбу.

Реформа имела неблагоприятные последствия: наделы, кресть­ян уменьшились по сравнению с дореформенными, платежи в сравнении со старым оброком возросли; община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием.

Происходившие в 60-70-х гг. государственные реформы отра­зили буржуазные тенденции в развитии государственного аппара­та, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положе­ние дворянства в политической и государственной системах.

Император

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: «повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Государственный Совет и Комитет министров

Высшим совещательным учреждением оставался Государст­венный Совет, на который в ходе реформы легли задачи по рас­смотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе.

При Государственном Совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сель­ского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия).

Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом Министров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: