Неформальная модель нарушителя

Преступления, в том числе и компьютерные, совершаются людьми. В этом смысле вопросы безопасности автоматизированных систем есть суть вопросы человеческих отношений и человеческого поведения.

Неформальная модель нарушителя отражает его практические и теоретические возможности, априорные знания, время и место действия и т.п. Для достижения своих целей нарушитель должен приложить некоторые усилия, затратить определенные ресурсы. Исследовав причины нарушений, можно либо повлиять на сами эти причины (конечно если это возможно), либо точнее определить требования к системе защиты от данного вида нарушений или преступлении.

Нарушитель - это лицо, предпринявшее попытку выполнения запрещенных операций (действий) по ошибке, незнанию или осознанно со злым умыслом (из корыстных интересов) или без такового (ради игры или удовольствия, с целью самоутверждения и т.п.) и использующее для этого различные возможности, методы и средства

Злоумышленником будем называть нарушителя, намеренно идущего на нарушение из корыстных побуждений.

При разработке модели нарушителя определяются:

• предположения о категориях лиц, к которым может принадлежать нарушитель;

• предположения о мотивах действий нарушителя (преследуемых нарушителем целях);

• предположения о квалификации нарушителя и его технической оснащенности (об используемых для совершения нарушения методах и средствах);

• ограничения и предположения о характере возможных действий нарушителей.

Нарушители могут быть внутренними (из числа персонала и пользователей системы) или внешними (посторонними лицами). Внутренним нарушителем может быть лицо из следующих категорий сотрудников:

• конечные пользователи (операторы) системы;

• персонал, обслуживающий технические средства (инженеры, техники);

• сотрудники отделов разработки и сопровождения ПО (прикладные и системные программисты);

• сотрудники службы безопасности;

• руководители различных уровней.

Посторонние лица, которые могут быть нарушителями:

• технический персонал, обслуживающий здания (уборщики, электрики, сантехники и другие сотрудники, имеющие доступ в здания и помещения);

• клиенты (представители организаций, граждане);

• посетители (приглашенные по какому-либо поводу);

• представители организаций, взаимодействующих по вопросам обеспечения жизнедеятельности организации (энерго-, водо-, теплоснабжения и т.п.);

• представители конкурирующих организаций (иностранных спецслужб) или лица, действующие по их заданию;

• лица, случайно или умышленно нарушившие пропускной режим (без цели нарушить безопасность);

• любые лица за пределами контролируемой территории. Можно выделить несколько основных мотивов нарушений:

безответственность;

• самоутверждение;

• вандализм;

• принуждение;

• месть;

• корыстный интерес;

• идейные соображения.

При нарушениях, вызванных безответственностью, пользователь производит какие-либо разрушающие действия, не связанные, тем не менее, со злым умыслом. В большинстве случаев это следствие некомпетентности или небрежности.

Некоторые пользователи считают получение доступа к системным наборам данных крупным успехом, затевая своего рода игру "пользователь - против системы" ради самоутверждения либо в собственных глазах, либо в глазах коллег.

Нарушение безопасности может быть связано с принуждением (шантаж), местью, идейными соображениями или корыстными интересами пользователя системы. В этом случае он будет целенаправленно пытаться преодолеть систему зашиты для доступа к хранимой, передаваемой и обрабатываемой информации и другим ресурсам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: