Тема18: Государство и право России на современном этапе
1. Преобразования в государственном аппарате и праве в период 1991-1993 гг.
2. Формирование новых органов власти. Конституция 1993 г.
1.
Современные тенденции государственного и правового развития России получали свое начало преимущественно в 1992-1993 гг.
Несмотря на большое количество изданных актов (а может быть, именно в силу этого), главные стратегические направления развития лишь формируются.
Общая задача, поставленная перед законодателем, - обеспечить правовую базу рыночным отношениям - не может считаться достаточно конкретизированной. Решается она двумя способами: изданием актов общего значения (основ, кодексов, актов широкого радиуса действия) и конкретных, узко направленных норм, регулирующих отношения, которые представляются законодательно наиболее важными и актуальными.
Биржевая торговля и банкротство
Развитие рыночных отношений потребовало принятия специальных законов: «О товарных биржах и биржевой торговле» (февраль 1992 г.) и «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.).
Эти акты были приняты на фоне нарастающих инфляционных процессов, усиления частнохозяйственных начал и экономического ослабления государственного сектора экономики.
Хозяйственные споры
Для решения хозяйственных споров между предприятиями и более четкого урегулирования этой процедуры в марте 1992 г. принимается Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и вносится ряд соответствующих изменений в ГК и ГПК РСФСР. Экономическая политика конверсии в оборонной промышленности потребовала принятия в марте 1992 г. специального акта.
Приватизация
В мае и июне 1992 г. принимаются законы, направленные на интенсификацию обращения объектов недвижимости.
Закон о залоге и дополнения к Закону «O приватизации государственных и муниципальных предприятий».
В июне вносится ряд существенных изменений и дополнений в Гражданский кодекс, также ориентированных на развитие рынка и рыночных отношений.
Рыночное законодательство
Тогда же, в июле, принимается целый пакет законов, направленных на развитие новых экономических начал. Среди них:
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «O конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
Все основные положения этих актов позже (в конце 1994 г.) войдут в принятую Государственной Думой часть первую нового Гражданского кодекса.
В декабре 1992 г. принимается закон, предоставивший гражданам право получать в частную собственность и на продажу земельные участки. Земля перестает быть монопольной собственностью государства.
В феврале 1993 г. принимается Указ Президента РФ «О мерах по регулированию порядка обращения и погашения приватизационных чеков» - широкая акция по приватизации государственной собственности предполагала оживление коммерческого оборота, частной инициативы и ослабление государственных монополий.
Попытки государственного регулирования экономики
Вместе с тем правительство предпринимает меры по регулированию выходящих из-под контроля хозяйственных отношений.
В феврале 1993 г. был образован Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Тогда же принимается правительственное постановление «O государственном регулировании цен на хлеб и хлебобулочные изделия».
В апреле принимается Положение о Госкомитете Российской Федерации по промышленной политике. Однако начала хозяйственной децентрализации и автономии все шире вторгаются в экономику.
В марте 1993 г. при Президенте учреждены Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, а правительство принимает постановление об усилении валютного и экспортного контроля.
В апреле принимается Положение о Фонде поддержки предпринимательства и развитии конкуренции.
В мае формируется Совет по развитию предпринимательства при правительстве, в августе была образована Межведомственная комиссия по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово-промышленных групп (в начале декабря).
В 1993 г. принимается ряд актов, регламентирующих процессы акционирования, а также направленных на либерализацию внешнеэкономической деятельности.
В декабре принимается Положение о Российском фонде федерального имущества и Положение о Продовольственной комиссии Совета Министров - тем самым делается попытка сформировать механизмы общегосударственного экономического регулирования.
Параллельно происходит регламентация деятельности налоговых и аудиторских служб.
«Демонополизация» экономики
С конца декабря 1993 г. начинается реализация Государственной программы приватизации государственных и Муниципальных предприятий. Легализируются новые формы собственности (трасты).
В феврале 1994 г. создается Комиссия по товарным биржам при Госкомитете по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также принимаются акты о порядке лицензирования бирж и государственном комиссаре на товарной бирже.
В мае 1994 г. с указа Президента начинается новый этап в реформе государственных предприятий - на базе ликвидируемых федеральных предприятий предлагалось создавать казенные заводы.
Параллельно уточнялась государственная налоговая политика в отношении государственных предприятий и принимались меры по укреплению платежной дисциплины.
Проблема неплатежей встала во весь рост: в июне принимается Указ «О продаже государственных предприятий - должников». Меры по обеспечению государственного управления экономикой предлагались также в июльском указе Президента РФ.
Одновременно (март 1994 г.) была выработана и утверждена постановлением правительства Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, в сентябре принимается правительственное постановление об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику.
В октябре были расширены полномочия правительства по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.