double arrow

Шесть стадии процесса построения

Весь процесс и его результат я охарактеризовал шестью словами. Нам будет полезно ознакомиться с оккультным значением этих слов - со значением, как правило, очевидным лишь опытному ученику, научившемуся проникать в мир смысла и замечать значения, которых не видит неофит. Возможно, анализ этих слов позволит лучше понять, как и с помощью каких средств происходит построение антахкараны.

Слова эти описывают методы построения или процесс манипулирования энергией, в результате которого устанавливается связь между Монадой и человеком, стремящимся к полному освобождению и идущим по Пути Ученичества и Посвящения. В этом процессе между высшим и низшим божественными аспектами создаётся канал света и жизни, формируется мост между миром духовной жизни и миром повседневного существования на физическом плане. Это методы достижения высшей формы двойственности и прекращения тройственного выражения божественности, вследствие чего усиливается божественное выражение и человек оказывается ближе к своей конечной цели. Ученикам следует постоянно помнить, что сознание души составляет промежуточную стадию. Это также процесс превращения самого человечества в божественного посредника по отношению к дочеловеческим царствам природы и передатчик духовной энергии тем жизням, которые ещё не достигли стадии самосознания. Для этих жизней - в их совокупности - человечество становится тем же, чем для человечества является Иерархия. Такое служение возможно, только когда достаточное число представителей рода человеческого характеризуется знанием высшей двойственности и обладает не просто самосознанием, а всё в большей степени душевным сознанием. Лишь тогда они способны на такую передачу, которая осуществляется через антахкарану.

Рассмотрим же эти шесть основных аспектов построения и попытаемся уяснить их оккультное и творческое значение.

1. Намерение. Это не ментальное решение, не желание и не решимость, но более буквальное фокусирование энергии на ментальном плане в точке наибольшего возможного напряжения. Это означает принятие сознанием ученика состояния, аналогичного состоянию Логоса, когда - в Своём грандиозном масштабе - Он концентрирует в определённом кольце-не-преступи (охватывающем желаемую Им сферу влияния) энергию-субстанцию, нужную для исполнения Его цели в проявлении. Ученик тоже должен сделать это, собирая (по расхожему выражению) свои силы в высшую точку своего ментального сознания и удерживая их там в состоянии абсолютного напряжения. Понятно теперь, почему некоторые медитационные процесса и техники часто требуют "подъёма сознания в головной центр", "удержания сознания в высшей возможной точке", "твёрдого удержания ума в свете" и многих подобных приёмов. Всё это нужно, чтобы ученик мог достичь точки желанного напряжения и фокусирования энергии. Это позволяет ему приступить к сознательному построению антахкараны. Эта несознаваемая идея и кроется в действительности в слове "намерение", часто употребляемым римскими и английскими католиками при подготовке кандидатов к причастию. Но смотрят они не в том направлении, поскольку ориентируются не на Монаду, или дух, но на душу для улучшения характера личности и усиления мистического настроя.

Первыми необходимыми шагами в "намерении" ученика, занятого сознательным построением радужного моста, являются:

а. Достижение правильной ориентации, делящееся на две стадии: первая - в направлении души, как одного аспекта строительной энергии, и вторая - в направлении Триады.

б. Ментальное понимание предстоящей задачи, включающее двоякое использование ума: как отзывчивость к буддхическим, или интуитивным, впечатлениям и как творческое воображение.

в. Процесс собирания энергии, или вбирания силы, для заключения необходимых энергий в ментальном кольце-не-преступи перед дальнейшим процессом визуализации и проецирования.

г. Период чёткого осмысления преданным мостостроителем процесса и намерения для ясного понимания происходящего.

д. Надёжное сохранение напряжения без физического перенапряжения клеток мозга.

Всё это способствует образованию фокуса ментальной энергии, которого дотоле не было, устойчивому удержанию ума в свете, выравниванию восприимчивой, внимательной личности с душой, ориентированной в направлении личности и находящейся в состоянии постоянного направленного восприятия. Напомню, что душа (живущая собственной жизнью на своём уровне осведомлённости) не всегда непрерывно сознаёт свою тень, личность, в трёх мирах. Когда же строится антахкарана, такое осознание должно иметь место наряду с намерением личности.

2. Визуализация. До сих пор активность носила ментальный характер. Творческое воображение применялось сравнительно мало, ученик был поглощён своим умом на ментальных уровнях и "не смотрел ни вверх, ни вниз". Но вот достигнута точка нужного напряжения, резервуар, или запас, необходимой энергии заключён в чёткие границы кольца-не-преступи, и мостостроитель готов к следующему шагу. В этой точке он продолжает создавать чертёж предстоящей работы с помощью возможностей воображения, присущих высшему уровню его астрального, или чувствительного, проводника. Это не имеет отношения к эмоциям. Воображение, как вам известно, есть низший аспект интуиции, о чём всегда следует помнить. Чувствительность как выражение астрального тела есть противоположный полюс буддхической чувствительности. Ученик очистил и утончил своё воображение, сделав его восприимчивым к впечатлениям от буддхического принципа, или к интуитивному восприятию - восприятию, которое не имеет отношения ни к зрению, ни к какому-либо иному видению. От восприимчивости астрального проводника к впечатлениям от буддхи зависит правильность "планов" построения антахкараны и визуализация светового моста во всей его красоте и полноте.

Необходимо повышать вибрационный уровень творческого воображения, чтобы с его помощью воздействовать на "запас энергии", или энергию-субстанцию, накопленную для строительства моста. Творческая активность воображения - это первое организующее влияние, действующее на и в кольце-не-преступи собранных энергий, поддерживаемых "намерением" ученика в напряжённом состоянии. Поразмыслите над этим важным оккультным утверждением.

Творческое воображение - это своего рода активная энергия, привлекаемая к взаимодействию с точкой напряжения, в котором оно воздействует на ментальную субстанцию. Напряжение при этом усиливается, и чем интенсивнее и чётче проходит визуализация, тем красивее и крепче становится мост. Визуализация - это процесс, в результате которого творческое воображение активизируется, становится отзывчивым к точке напряжения на ментальном плане и притягивается к ней.

На этой стадии ученик работает с двумя энергиями. Одна из них пребывает в кольце-не-преступи в состоянии покоя, но в точке чрезвычайного напряжения, другая активна, создаёт картины, характеризуется постоянным движением и отзывчивостью к уму мостостроителя. В этой связи следует помнить, что второй аспект божественной Троицы отвечает за формообразование, и потому по Закону Аналогии творчески активизируются второй аспект личности и второй аспект Духовной Триады. Ученик приступает теперь к второму этапу своей строительной работы, таким образом числовое значение становится очевидным. В этой точке он должен работать не спеша, отдавая себе отчёт в том, что и зачем собирается делать, и хорошо представляя себе различные стадии своей работы, материал и результаты своей планомерной активности. Он старается визуализировать весь процесс, благодаря чему добивается определённого взаимодействия (если удастся) между интуицией буддхи и творческим воображением астрального тела. Таким образом, в данной точке мы имеем:

Активность буддхи, позволяющую получать впечатления. Напряжение ментального проводника, поддерживающего необходимую энергию-субстанцию в точке проецирования. Процессы воображения в астральном теле.

Когда благодаря своей подготовке ученик может сознательно поддерживать одновременность этой тройственной работы, она становится результативной и почти автоматической. Этому содействует его способность к визуализации. Между этой парой противоположностей (астрально-буддхической) устанавливается силовой поток, который при прохождении через резервуар силы на ментальном плане вызывает внутреннюю активность и организацию наличной субстанции. Всё это неуклонно интенсифицируется вплоть до третьего этапа, когда субъективная фаза работы сменяется фазой объективной реальности - объективной с точки зрения духовного человека.

3. Проецирование. Решая свою задачу, ученик приблизился теперь к самой критической точке. Достигнув этой стадии и - развив способность подлинной визуализации, создав с её помощью желанную форму и организовав субстанцию, которую предстоит использовать на этой последней фазе процесса построения - многие стремящиеся оказываются неспособными к дальнейшему движению. В чём же дело? В первую очередь, в неспособности использовать Волю в процессе проецирования. Этот процесс сочетает в себе волю, дальнейшую непрерывную визуализацию и применение лучевого Слова Могущества. До этого этапа процесс на всех семи Лучах проходил одинаково, но здесь появляются различия. Успешно организовав субстанцию моста, активизировав волевой аспект и полностью сознавая ход процесса, каждый ученик продвигает теперь организованную субстанцию вперёд, чтобы из центра силы, которую ему удалось накопить, провести линию световой субстанции, или проекцию. Как и в творческом процессе Логоса, она вытягивается по Слову Могущества. На самом деле данный процесс зеркально отражает то, что делает Монада, выпуская нить жизни, которая в конце концов закрепляется в душе. Именно в результате такого закрепления реально и появляется душа, а затем процесс продолжается, и душа, в свою очередь, выпускает двойную нить, в конечном итоге закрепляющуюся в голове и сердце низшего тройственного человека, личности. Ученик фокусируется в сформированном им на ментальном плане центре, активизирует все свои ресурсы (как тройственной личности, так и души) и проецирует линию в направлении Монады.

Именно по этой линии происходит конечное удаление сил, тех сил, которые - на нисходящей дуге, или инволюционном пути, - фокусировались в личности и душе. Сама по себе антахкарана, дополняемая выстроенным учеником мостом, является средством окончательного отделения, или великого удаления. Именно антахкарана занимает посвящённого при четвёртом посвящении, называемом иногда Великим Отречением - отречением, или удалением, от формальной жизни, как личностной, так и эгоической. После этого посвящения ни один из упомянутых аспектов больше не в силах удерживать Монаду. Рвётся сверху донизу "завеса храма" - завеса, отделявшая Внешний Двор (жизнь личности) от Святого Места (души) и от Святая Святых (Монады) Иерусалимского храма. Не сомневаюсь, что и смысл, и аналогии вам понятны.

Поэтому для необходимого проецирования накопленных энергий, организованных творческим воображением и приведённых в точку максимального напряжения фокусированием ментального импульса (аспекта воли), ученик прибегает к ресурсам своей души, которые хранятся в том, что технически называется "драгоценностью в лотосе". Это точка закрепления Монады, точка, о которой нельзя забывать. Те аспекты души, которые мы называем знанием, любовью и жертвой и которые являются выражением каузального тела, представляют собой лишь результат этого монадического излучения.

Значит, прежде чем построить настоящий мост и "спроецировать его по восходящему пути, чтобы обеспечить уверенное продвижение усталому страннику" (как гласит "Древний Комментарий"), ученику придётся развить реакцию на закрытый бутон лотоса или драгоценность в центре открытого лотоса. Такая реакция появляется у него, когда лепестки жертвы эгоического лотоса начинают контролировать его жизнь, когда его знание претворяется в мудрость и когда возрастает любовь к целому. И всё это дополняется "способностью к отречению". Три эти эгоических качества, проявляясь более-менее ярко, вызывают увеличивающуюся активность в самом центре душевной жизни, в сердце лотоса. Следует помнить, что в эгоическом лотосе есть соответствия трём планетарным центрам:

Шамбала................ Драгоценность в лотосе

Иерархия............... Три группы лепестков

Человечество.......... Три постоянных атома в ауре лотоса

Изучающим следует также иметь в виду, что им придётся отказаться от обыденного представления о жертве как о процессе отказа, отречения, от всего того, что наполняет жизнь ценностью. В техническом смысле жертва - это достижение блаженного и экстатического состояния, поскольку вытекает из реализации другого божественного аспекта, до сих пор скрывавшегося за душой и личностью. Это понимание и признание воли-к-добру. которая сделала возможным и неизбежным творение и которая явилась истинной причиной проявления. Подумайте над этим, поскольку такая интерпретация весьма отличается от привычных концепций жертвы.

Когда ученик, собрав плоды опыта в виде знания, учится претворять это знание в мудрость, когда перед ним встаёт задача вести истинную жизнь в реальности и когда воля-к-добру становится главной целью его повседневной жизни, он может взяться за пробуждение Воли. При этом связь между низшим и высшим умом, между духом и материей и между Монадой и личностью превратится в явную и неоспоримую действительность. Тогда тройственность сменится двойственностью и центральное ядро эгоического проводника при четвёртом посвящении своей мощью разрушит три окружающих оболочки. С их исчезновением и происходит так называемое разрушение каузального тела. Это истинная "вторая смерть", тоже, впрочем, смерть формы.

Вот, практически, и всё, что я могу рассказать вам о процессе проецирования. Это живой процесс, вырастающий из сознательного ежедневного опыта и зависящий, насколько возможно, от выражения божественных аспектов в жизни физического плана. Когда прилагаются усилия по приближению личностной жизни к требованиям души и использованию интеллекта на благо человечества, то постепенно начинает править любовь. При этом всё лучше понимается смысл "божественной жертвы", которая превращается в естественное, спонтанное выражение индивидуального намерения. Тогда и становится возможным проецирование моста. На низших уровнях божественного проявления возникает вибрация, развивающая достаточную силу для инициации отклика с высших уровней. И тогда, при знании и правильном употреблении Слова Могущества, построение моста происходит быстро.

Такая картина ни в коем случае не должна обескураживать изучающих. При правильном намерении, а также оккультном намерении (сочетании цели и напряжения) на внутренних планах может произойти многое, и мост приобретает ясные очертания и структуру задолго до того, как ученик узнает об этом.

4. Призыв и Отклик. В действительности три предыдущие стадии отмечают три стадии работы личности, тогда как три остальных являются выражением отклика с высших уровней духовной жизни, и описать их с помощью слов я могу лишь очень кратко. Ученик хорошо справился с задачей Призыва, основанного на Намерении, Визуализации и Проецировании, и более-менее ясно представляет себе работу, которую проделал благодаря духовной жизни и научной, технической, оккультной активности. Таким образом, он сам осуществляет призыв. Эффект его жизни ощутим на высших уровнях сознания, и он воспринимается как "точка призывного напряжения". Это напряжение, этот резервуар живой энергии, которым является сам ученик, приводится в движение проецируемой мыслью, волей и звучащим Словом, или Фразой, Могущества.

В результате он развил достаточную мощь и радиус влияния для того, чтобы вызывать отклик Духовной Триады. Начинается движение к тому аспекту антахкараны, который выстроил ученик и по которому может протекать жизнь души и тела. Отец (Монада), действуя через эту нить, выходит навстречу Сыну (душе, обогащённой опытом личностной жизни в трёх мирах), и с высших уровней проецируется ответная энергетическая линия, которая в конечном итоге соединяется с проекцией снизу. Так строится антахкарана. Напряжение низшего привлекает внимание высшего.

Такова техническая сторона процесса призыва и отклика. Оба божественных аспекта постепенно сближаются, и мало-помалу повышается их взаимная вибрация. В какой-то момент в медитации между обеими проекциями осуществляется контакт. Это контакт не между душой и личностью (цель среднего стремящегося), а между объединённой энергией души и личности и энергией Монады, действующей через Духовную Триаду. Это не очередной момент кризиса, но своего рода Световое Пламя, достижение освобождения и осознание того эзотерического факта, что человек сам является Путём. Ни личность, ни душа, ни Эго, ни форма больше не ощущаются, только Единый, действующий на всех планах как точка духовной энергии и проникающий в сферу запланированной активности по пути Света. Словами невозможно

адекватно описать этот процесс. На столь продвинутой стадии нет формы, притягивающей Монаду во внешнее проявление, и материя, или форма, не в состоянии вызвать её отклик. Остаётся только сильное притяжение сознания всего человечества, и лишь в ответ на него через завершённую антахкарану может прийти отклик. Вниз - или, скорее, прямо - по этому мосту может по желанию осуществляться нисхождение, для служения человечеству и проведения воли Шамбалы.

Так выглядит окончательный итог. Однако, прежде чем он достигнет своего венца, пройдёт ещё долгий период постепенного сближения двух аспектов моста - высшего, спускающегося от Духовной Триады в ответ на монадический импульс, и низшего, поднимаемого личностью с помощью души - через разрыв разделяющего ума. Но в конце концов проекция Монады и проекция ученика приходят в соприкосновение и наступают пятый и шестой этапы.

5 и 6. Стабилизация и Воскресение. И вот мост построен. Тонкими и слабыми могут быть вначале его волокна, но время и активное понимание постепенно ткут нить за нитью, и наконец строительство моста - прочного, устойчивого и годного к употреблению - завершается. И волей-неволей его приходится использовать, поскольку других средств взаимодействия между посвящённым и Единым - Которым, как он теперь знает, он сам и является, - просто нет. В полном сознании он восходит в сферу монадической жизни. Выбираясь из мрачного склепа личностной жизни, он воскресает в ослепительном свете божественности. Теперь он не только часть человечества и член Иерархии, но принадлежит великому сообществу Тех, Кто обладает сознательно божественной волей и Кого именуют Хранителями Плана. Они воспринимают впечатления от Шамбалы и находятся под руководством Глав Иерархии.

Им предоставлена полная "свобода трёх Центров", и по желанию Они могут выражать тройственную энергию Человечества, двойственную природу Иерархии и единую энергию Шамбалы.

Такова, братья мои, цель ученика, начинающего работать над построением антахкараны. Подумайте над этими положениями и приступайте к работе.

(В нескольких "Беседах с Учениками" Тибетец делает следующие замечания, которые весьма уместно привести здесь. Э.Э.Б.)

Главной необходимостью для вас является интенсификация своего внутреннего духовного устремления. Вам нужно более определённо работать из того, что можно назвать точкой напряжения. Изучите сказанное мною о напряжении и интенсивности. Именно интенсивность цели превратит вас из усердного и вполне удовлетворённого собой стремящегося в ученика с пламенным сердцем и умом. Но, может быть, вы предпочитаете идти вперёд ровно, без групповых усилий, гармонично включив свою работу для меня и для группы в свою повседневную жизнь, которую вы можете упорядочивать сколь угодно и в которой жизнь духа получает свою разумную меру и не забывается аспект служения, а жизненное проявление хорошо сбалансировано, но протекает без особого напряжения. Если это так, то это может быть либо ваш личностный выбор, либо решение вашей души на конкретное воплощение, но это означает, что вы не ученик, который всё подчиняет жизни ученичества.

Здесь я хотел бы указать вам две вещи. Во-первых, если вы сможете так изменить своё напряжение, что вас увлечёт жизнь духа, то это круто изменит вашу внутреннюю жизнь. Готовы вы ли к этому? Во-вторых, внешне это никак не изменит ваших отношений с окружающими. Вам придётся по-прежнему соблюдать внешние обязанности и интересы, но здесь я говорю с вами в терминах внутренней ориентации, внутренней динамической решимости и реорганизации для служения и жертвы. Но, возможно. вы предпочитаете более медленный и лёгкий путь? Если да, то это целиком ваше собственное дело, и вы всё равно на верном пути. Вы всё равно конструктивный и полезный человек. Я просто показываю вам здесь один из кризисов, наступающих в жизни всех учеников, когда приходится делать выборы, рассчитанные на цикл, и только на цикл. Преимущественно это вопрос скорости и готовности к ускорению. Это означает отказ от несущественного и сосредоточение на существенном - на внутренне существенных вопросах, касающихся души и ее отношения к личности, и на вопросах внешних, касающихся вас и вашего окружения.

Я хотел бы дать вам три ключевых мысли, которые вы сможете глубоко обдумать в течение следующих шести месяцев. Размышляйте над ними, пожалуйста, три месяца держа их в голове, каждую по одному месяцу, а следующие три месяца вынашивая их в сердце. Эти ключевые мысли таковы:

1. Необходимость скорости.

2. Реорганизация стандартов мышления и жизни.

3. Выражение:

а. Искренности

б. Жертвенности

в. Простоты 91

Из множества световых волокон, которые ткутся стремящимися, учениками и посвящёнными мира, постепенно формируется групповая антахкарана - тот мост, который позволит человечеству в целом отделиться от материи и формы. Построение этой антахкараны представляет собой важнейшее служение, которое могут нести все истинные стремящиеся.

________

91 "Ученичество в Новом Веке", т. I, стр. 538.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: