Основные направления в зарубежной психологии

Направление Предмет Методы Представители
Психодинамическая психология (Психоанализ) Бессознательные проявления Анализ ассоциаций, интерпретация сновидений, анализ ошибочных действий (оговорок, описок ослышек) Зигмунд Фрейд Альфред Адлер Карл Густав Юнг
Бихевиоризм Поведение Наблюдение Джон Уотсон Эдвард Торндайк
Гуманистическая психология Самоактуализирующийся человек Интервью, беседа, биографический метод Абрахам Маслоу Гордон Олпорт Карл Роджерс

 

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей. Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

Отрасли общей психологии:

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности – изучает личность и различные индивидуальные процессы.

3. Дифференциальная психология - исследует индивидуально-психологические различия между людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях, познавательных стилях, мотивации поведения и др. Основными задачами является выработка норм, стандартов в соответствии с возрастом, полом человека.

4. Возрастная психология – изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе, основные стадии его развития, критические и сенситивные периоды. В возрастной психологии выделяются: психология детства, психология подросткового периода, психология юности, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология).

5. Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

6. Зоопсихология – изучает особенности психики животных.

7. Психофизиология – исследует нервные механизмы психической деятельности.

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований:

1. Педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

2. Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы воздействия и коррекции.

3. Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

4. Военная психология - изучает поведение человека в условиях боевых действий.

5. Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

6. Психология искусства - изучает процесс восприятия художественных произведений и процесс художественно­го творчества.

7. Космическая психология - изучает особенности психи­ческой деятельности космонавта в процессе его работы — при подготовке к полету в космос и в космосе.

Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

3. Основные методы психологического исследования.

 

Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки.

 

Охарактеризуем основные методы современной научной психологии.

Наблюдение.

Наблюдение – в психологии является одним из самых старых методов и на первый взгляд наиболее простых. Это метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условия ее протекания.

Наблюдение — это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определенных условиях. При наблюдении исследователь не вмешивается ни в естественный ход психической деятельности этих людей, ни в условия ее протекания. Пользуясь методом психологического наблюдения, можно довольно полно и объективно фиксировать внешние проявления психики человека в различных условиях его жизни и деятельности, в условиях труда, учения, игры и пр.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда многолетнее наблюдение за одной и той же группой испытуемых), сплошное (исследуются все представители изучаемой группы, фиксируются все проявления психики изучаемых людей), выборочное (получение информации о больших группах людей путем изучения только какой-то их части, составляющей репрезентативную, иначе представительную, выборку; фиксирует только те проявления психики, которые имеют прямое отношение к теме его исследования) и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Задачами наблюдения могут быть изучение психологических особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива.

Изучение собственных психических процессов осуществляется путем самонаблюдения (интроспекции).

Беседа.

Беседа как метод психологического исследования — это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психических явлений или психических качеств человека.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

В медицине беседе с пациентом придается большое значение.

Можно выделить следующие разновидности этого метода: сбор анамнеза, интервью и психологические анкеты.

Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого человека, полученные от него самого (субъективный анамнез) или от хорошо знающих его лиц (объективный анамнез).

Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы на определенные и обычно заранее приготовленные вопросы.

Есть несколько вариантов проведения интервью (опроса). Устный, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время. В случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Главным условием успешного проведения беседы или интервью является создание дружеской атмосферы и привлечение пациента к сотрудничеству, установление контакта с опрашиваемым. Обычно рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов. Затем следуют вопросы общего характера, выясняющие главные события его жизни и деятельности. Далее следуют специальные вопросы, обусловленные задачами интервью.

Эксперимент – главный метод психологического исследования.

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию.

Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психи­ки, создав для этого необходимые условия, может до пре­дела упростить эти условия, заменить их другими, уско­рить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и вви­ду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке.

Выделяют две основные разновидности психологического эксперимента: естественный и лабораторный.

При естественном эксперименте обследуемый может даже не подозревать, что он подвергается психологическому исследованию. Обычность, естественность условий и введение на этом фоне экспериментальных переменных позволяет исследователю проследить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление.

Например, когда исследователь ставит цель раскрыть некоторые за­кономерности психики учащихся в процессе обучения и воспитания, он проводит эксперимент непосредственно в школе, нередко выступая перед учащимися в качестве учителя. Такой вид естественного эксперимента называ­ется психолого-педагогическим.

Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях, часто с применением аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют и действия его определяются инструкцией, хотя до конца истинного смысла эксперимента он может не знать.

Метод лабораторного эксперимента имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение. Сами условия лаборатор­ного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, по­средством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики челове­ка — чувства, волю, интересы, характер и др.

Тесты.

Тестами называют наборы задач и вопросов, которые дают возможность быстро оценить психическое явление и степень его развития.

Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также особые приемы их последующей интерпретации. Получаемые количественные результаты всегда сопоставляют с аналогичными результатами контрольной группы (предварительная стандартизация теста).

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты, тесты достижений и специальных способностей (перцептивных, мнестических, мыслительных, музыкальных, профессиональных и др.), личностные тесты (интересов, установок, ценностей), а также тесты, диагностирующие межличностные отношения.

Тесты также можно делить на: стандартизированные (тесты-опросники, тесты-задания) и проективные.

Метод анализа продуктов деятельности. Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию и включенных в эту деятельность психических процессах.

Одним из самых распространенных продуктов человеческой деятельности является текст и рисунки.

Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, т.к. он дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом).

Метод экспертных оценок. Метод заключается в субъективной оценке тех или иных качеств испытуемого авторитетными людьми (экспертами). Бывает индивидуальная психологическая экспертиза и групповая (метод независимых характеристик).

Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

При выборе психологических методов необходимо учитывать следующее.

1. Если целью исследования является дифференциальная диагностика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии, то выбор методов определяется особенностями предполагаемого нарушения. Для многократных исследований в ходе лечения избирают методы, располагающие значительным количеством равных по трудности вариантов заданий.

2. Важно принимать во внимание образование больного и его жизненный опыт. Например, недостаточно грамотному испытуемому не следует давать задания по методу образования сложных аналогий.

3. Следует учитывать особенности контакта с больным. Так, при обследовании больных с нарушением деятельности слухового анализатора используют задания, рассчитанные на зрительное восприятие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: