Личность преподобного Иосифа и ее значение

Приведенный нами разбор творчества преподобного Иосифа Песнописца позволяет остановиться на оценке его ЛИЧНОСТИ в целом, на уяснении того МЕСТА и ЗНАЧЕНИЯ, которые занимает Преподобный в развитии церковно-богослужебной письменности.

В нашем жизнеописании Преподобного указывалось, что гимнографическая деятельность начала угасать в Византии уже в X веке и позднее история сохранила лишь отдельные имена церковных песнописцев. Преподобный Иосиф был тем, на ком как бы завершилась, нашла свое исполнение церковная гимнография, связанная с именами великих творцов канонов; он заключает своими трудами деятельность тех отцов, которые на протяжении VII–IX веков основали и составили здание церковного богослужения.

Тот факт, что в Октоихе и других богослужебных книгах до преподобного Иосифа насчитывалось около 200 канонов, ему же одному приписывается более 200, говорит сам за себя; некоторые церковные историки указывают, что число канонов Преподобного восходит к тремстам. Несомненно, как об этом уже говорилось, что строй Минеи окончательно сложился также благодаря преподобному Иосифу, написавшему каноны многим святым. Следует признать поэтому, – вспоминая то, что было написано Преподобным в заключение Октоиха (Осмогласника новаго божественный конец. Труд же Иосифов), – что насколько этот труд есть итог его жизни, настолько здесь есть и провидение конца византийской гимнографии, завершения ее высокого и славного, чрезвычайно значительного для Церкви Христовой труда, продолжавшегося около двух с половиной веков и позднее уже не повторившегося. Преподобный Иосиф Песнописец, таким образом, как бы венчает славную плеяду отцов, посвятивших свою жизнь и свой талант формированию церковно-богослужебной письменности, дополняет, завершает ее. Это тем более замечательно, что сам преподобный Иосиф был скромным иноком, пронесшим через всю жизнь ничем будто бы не примечательное служение Церкви и братии, находившимся в послушании у видных руководителей и деятелей церковных, таких, к примеру, как святитель Фотий.

Преподобный Песнописец приобретает, таким образом, то МЕСТО в истории Церкви, которое отчетливо очерчено и принадлежит только ему. Свое именование – ПЕСНОПИСЕЦ – он получает в последующих поколениях, и оно также принадлежит только ему, в отличие от прочих гимнографов. Он не только написал столько канонов, как никто другой, он создал особый стиль этих церковно-богослужебных произведений; он, наконец, венчал собою, своими трудами славный период расцвета духовной лирики Церкви. Отсюда приходится говорить не только о том историческом МЕСТЕ, которое занимает личность преподобного Иосифа Песнописца в истории, но и о том ЗНАЧЕНИИ, которое сохраняет Преподобный для всего человечества. «Песни твои усладят Вселенную», – сказал в видении преподобному Иосифу апостол Варфоломей, благословляя преподобного инока на труд песнописца. И мы старались показать, какими высокими достоинствами обладают произведения преподобного Иосифа и со стороны их формы, и со стороны их духовного содержания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: