Творения преподобного Иосифа в Цветной Триоди

Отдельно должны быть упомянуты трипеснцы преподобного Иосифа в Цветной Триоди[qq]. Эти краткие каноны могут быть предметом отдельного изучения; данные о них приводятся только для того, чтобы не умолчать и об этой стороне деятельности преподобного Песнописца. Эти трипеснцы (а по субботам – четверопеснцы) по большей части написаны на краткие, но выразительные акростихи, соответствующие теме той седмицы по Пасхе, к которой относятся, и всегда несут на себе яркий отпечаток духа Преподобного. Часто, как это присуще преподобному Иосифу в Октоихе, здесь среди тропарей, воспевающих Воскресение Спасителя из мертвых, есть и другие, посвященные Его крестному подвигу.

Очень запоминается Богородичен пятничного трипеснца 3-й седмицы по Пасхе: Освяти наша сердца, Всесвятая Дево Богоневесто, – говорит Преподобный, – видевшия Всесвятаго Бога Слова воставша [722]. Так просто, естественно, как о чем-то вполне присущем нам, говорит здесь Преподобный отец о Воскресении Христовом. Так же спокойно и тихо повествует святой Иосиф в трипеснце пятницы пятидесятной седмицы: Начаток Божества ныне дарует естеству перстному Дух Отчий и Единородному неотчужаемый [723]. Начаток Божества нам дается Духом Святым, и об этом рад засвидетельствовать преподобный Песнописец. Впрочем, в той же песни по свойственной Иосифу любви к слову, слово начаток повторяется еще раз, но в другом смысле: Наш начаток Отцу Твоему, Спасе, принеся ecи... естества Божественнаго богатство воздав нам [724]. Глубокое художество слова можно открыть в повторении этого выражения. С одной стороны – это наш начаток, наше естество, которое приносится Отцу, а с другой – тоже начаток, но уже естества Божественного, которое дарует Дух Святый человеку.

Примечателен заключительный тропарь 9-й песни четверопеснца на субботу пятидесятной седмицы. Преподобный Иосиф пишет в нем: Улучити Божественнаго блаженства певцем Ти, Твоим пришествием, Утешителю... благоволи [725]. Кажется, единственный раз вспомнил Преподобный о делании и труде песнописцев и, не говоря лично о себе, а лишь о певцах Ти, певцах Божиих – и лишь в числе их, со смирением, и о себе – просит он Божественного блаженства. Здесь нам еще раз следует учиться глубокому смиренномудрию преподобного инока Иосифа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: