Инок Григорий Суздальский – творец первой службы всем русским святым

Следующей фигурой, возникающей в русском песнотворчестве в век святителя Макария, следует признать Григория, инока Суздальской обители, творца канона Всем святым, в земле Российской просиявшим[932]. По И. Спасскому, деятельность его началась около 1540 года[933]. Он известен как автор многих служб святым русским, преимущественно прославляемым в г. Суздале. Этот русский песнотворец, инок обители Суздальской, представляется в значительной мере отличным от гимнографа Илии (Тучкова) в том, что касается основных характеристик его творения.

Произведения инока Григория обладают напевностью и выразительностью слога, а его богословские размышления – четкостью и лаконизмом. В службах Суздальским святым все это проявляется весьма отчетливо.

Преподобного Евфимия Суздальского инок Григорий ублажает словами: Пресветлый светильниче и всея России теплый заступнице [934]. В каноне славословие святого достигает еще более высоких степеней: Облак... осеняющ жребий Божий, и лица невидимых враг помрачающ [935], причастник был ecи пищи безсмертныя [936], монашествующих множества научил ecи от вещественных всех ошаяватися, возводя на гору божественнаго знания [937].

Инока Григория привлекают подлинные духовные ценности: К горе молитвы приступил ecи, – богословствует инок Григорий ниже, – и вшед во облак Духа, Божия задняя видел ecи, и славу приемь разсуждения, был ecи, отче, столп непоколеблен [938].

Инок Григорий во многих местах своих богослужебных текстов, как и в каноне русским святым, высоко чтит богословие Святой Троицы, поэтому он, где находит это возможным, везде говорит о Ее безначальном свете: Всесветел, богоглагольниче, был ecи, зарями Света трисолнечнаго светло озаряемь [939].

В Богородичнах своих канонов инок Григорий всегда старается дать исповедание тайны Христова воплощения: Се Тя роди славят родов... Отроковице, Создателя бо была ecи палата и Божественный храм [940]. А в светильне канона находит еще более сильное выражение: Ужасное Твое предстательство, Марие богоукрашенная, и страшная Твоя слава по всей земли [941].

В Службе преподобной Евфросинии Суздальской находим следующие строки: Всего мя спасает Слово Пребожественное, благодатию восхотев из чрева Твоего воплотися, чистая Марие Дево [942]. И ниже – Яко честный превознесенный Престол сущую Бога Вышняго воспоим, людие, едину по Рождестве Деву сохраншуся [943].

Для ублажения самой преподобной Евфросинии инок Григорий находит такие незаурядные выражения: Углубила ecи бразду твоего ума болезньми воздержания [944], – или: Дремание оттрясла ecи страстей от ума своего очию, темже прозираши чисто Невидимаго [945].

Нам представляется необходимым завершить наш краткий разбор богослужебного достояния инока Григория Суздальского ссылками на его богословские поиски в каноне Всем святым, в земле Российской просиявшим. Здесь таинство Святой Троицы изображается иноком Григорием частично описательно, несложно: Троице Святая, Нераздельная Существом, Единоцарственная над всеми, Единоначальная, Отче, и Сыне, и Святый Душе, присно рабы Своя спасай [946].

Так же мирно и доступно звучит его молитва в другом Троичне: Троице Нераздельная, Единице Вседетельная, Отче, и Сыне, и Святый Душе, Ты Бог мой, и Господь, и Свет. Тебе воспеваю и Тебе кланяюся [947].

Иногда же песнопевцу необходимо коснуться тайны Святой Троицы во всей ее непостижимой сущности: Умовидно несекомо Существо, единорасленное, – вещает тогда инок Григорий, – Троицу простирающе, Единаго Бога исповедаем над всеми и Составы Три проповедаем [948].

Вряд ли здесь требуется дополнительный разбор изложенного. Богословие инока Григория и его талант говорят сами за себя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: