double arrow

Экономическая мысль Древнего Востока

1

Лекция 2. Экономическая мысль Древнего мира и экономические нормы в Новом Завете

 

Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая мысль Античной Греции

Экономическая мысль Древнего Рима

Экономические нормы в Новом Завете

 

Экономическая мысль Древнего Востока

Зарождение экономической мысли связывается с зарождением первых государственных образований и различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т. е. с появлением древних цивилизаций.

Общие черты экономической мысли Древнего мира:

1) Выразителями экономической мысли Древнего мира были крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

2) Стремление идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

3) Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности, божественности.

4) Идеи древних мыслителей были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т. е. против свободного функционирования денежного и торгового ка­питала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.

Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община в одиночку не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.

 

Древний Египет. Вытянувшиеся вдоль Нила властно-хозяйственные городские центры были сцеплены в Египет — единое государство, которое стало контролировать не только перераспределение созданного массовым трудом общественного продукта, но и все сферы деятельности людей. Население страны было зачислено в «свойственники» фараонов — «владык дворца», считавшихся земным воплощением богини истины и справедливости Маат. Каждому поселянину были предписаны определенный круг работ и размеры налога. Налоги собирали писцы — учетчики богатства фараонов. Сколь велико оно было, свидетельствует наличие иероглифа, обозначающего тысячу тысяч: фигура человека, поднявшего руки от удивления перед таким большим числом. Главный чиновник (чати) имел полномочия взимать в пользу государства и устанавливать границы каждого пастбища, каждого земельного надела и храмового хозяйства. Исключительному ведению верховной власти подлежали внешняя торговля и изготовление таких продуктов, как папирус (грамота была достоянием узкого круга «начальников») и ячменное пиво (первый в истории цивилизации горячительный напиток — зелье для достижения жрецами культового экстаза).

Страна фараонов просуществовала свыше двух тысяч лет (XXXI—XI вв. до н.э.), упорно восстанавливая, после нескольких хаотических периодов смут, принцип централизованного государственного управления всеми производящими хозяйствами. Наряду с государственным сектором появились и частные вельможные хозяйства, но их процветание напрямую зависело от служебного статуса и возможностей присвоения государственного имущества. Отсюда избыток предписаний и мер по надзору в законодательстве Египта.

Но удержание масс в покорности беспокоило власть сильнее, чем пресечение возможностей чиновников по изъятию части собранного богатства в свою пользу. Поэтому фараоны учили своих наследников: «Будь враждебен беднякам и возвышай вельмож».

Важнейшими экономическими трудами являются:

· «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.). Приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.

· «Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н. э.). Главная идея – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Важнейшим и одним из самых древних источников экономической мысли является Библия. Она содержит сведения о хозяйственной жизни двух древних народов – египетского и еврейского.

Древняя Вавилония представляет собой древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. О развитии экономической мысли здесь свидетельствуют, например, законы царя Эшнунны (XX в. до н. э.), в которых толковались хозяйственные вопросы. Наиболее знаменательным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), широко отразивший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи дает представление о том, что в стране существовала частная собственность, об укреплении и защите которой заботилось государство.

Естественным и вечным в Вавилонии считалось деление общества на рабов и рабовладельцев. Рабы приравнивались к имуществу последних. Покушение на частную собственность каралось смертной казнью или отдачей в рабство. Исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позиции община, хотя процесс разложения уже коснулся ее. Царская власть проявляла определенную заботу о защите интересов общины и мелких производителей.

Клинописные законы вавилонского царя Хаммурапи, высеченные на базальтовой скале (XVIII в. до н.э.), отразили картину довольно сложного дифференцированного общества. Ее определяло не только государственное регулирование, но и сеть меновых отношений на основе закрепления функций меры ценности и средства платежа за драгоценным металлом — серебром (весовая единица сикль). Использование серебра усилило выдачу займов в долг — ростовщичество — и процесс обращения несостоятельных должников в рабство.

Судебник Хаммурапи зафиксировал многообразие форм землевладения (царская, храмовая, общинная, крупная и мелкая частная) и сделок купли-продажи и найма, распространявшихся на пахотную землю и другую недвижимость (сады, постройки), скот, рабов. Наем свободного труда охватывал сельское хозяйство, строительство, врачевание.

Угроза устойчивости режима со стороны меновых отношений (переход государственного имущества в частное владение, массовое обеднение) вызвала законодательное сопротивление в виде запрета продажи служебных земельных наделов и регламентации меновой ценности наиболее ходовых товаров (зерна, кунжутного масла, соли, шерсти, меди).

Но предметом особой заботы Хаммурапи стали защита и избавление малозажиточных соплеменников от долгового рабства. Судебник воспрещал ростовщикам самовольно забирать урожай в случае неуплаты долга, устанавливал ограничения на требования прироста долга (не более трети займа натурой или пятой части серебром) и на срок порабощения жены и детей несостоятельного должника (не более трех лет).

Свод законов вавилонского царя отразил новое понимание государственной мудрости — расширение опоры власти не только за счет военно-чиновничьей и жреческой прослойки (как у египетских фараонов), но и попечением о низших слоях населения. Хаммурапи провозгласил, что всевидящий бог справедливости Шамаш («Солнце») вручил ему законы для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Однако справиться с пагубными последствиями ростовщичества, ставшего настоящим бичом цивилизаций Плодородного Полумесяца, не удалось.

Тора о ростовщичестве. Размах разорений и долгового рабства от ростовщичества был отражен в Торе — Законе, данном пророком Моисеем еврейскому народу, появившемуся на исторической арене в области Плодородного Полумесяца. В книге Дварим (Второзаконие), завершающей Моисеево Пятикнижие Священного Писания Танах (Ветхий Завет), всякому заимодавцу предлагается в седьмой год прощать долг соплеменнику, и при этом не быть немилостивым, отказывая в займе в приближении седьмого года.

Там же содержится противопоставление прощения долга соплеменнику и взыскания долга с чужеземцев и предсказание основоположника иудаизма единоверцам: «Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Второзаконие 15:3,15: 6).

Пятикнижие является основным источником норм ведения хозяйства древних евреев, из которых и сформировалась вся их хозяйственная этика. Так, например, финансовые отношения не допускали разногласий между евреями на почве денег, долгов. Человеку предписывалось выполнение ряда обязанностей в соответствии с заповедями Бога по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Это, прежде всего помощь бедным и больным.

В «Пятикнижии» Моисея дается критика ростовщичества, «нельзя требовать уплаты долга с процентами». Считалось, что именно процент может стать причиной бедности не только отдельных людей, но и всего народа в целом. Если человек давал взаймы, то он мог потребовать залог, но его нельзя было брать с бедного должника или вдовы. Каждый пятидесятый год назывался юбилейным. В этот год, так же, как и в субботний, прощались долги, объявлялась свобода всем жителям.

Важным явлением в экономической жизни еврейского народа была десятина. Закон о десятине предполагал отделение от любого дохода десятой части. В десятину включались также и плоды скотоводства и земледелия. Десятина относилась в храм, из этих средств существовали, священнослужители, содержался храм.

В том же законе о десятине говорится о том, чтобы каждый третий год все десятины оставлялись в доме. Для того чтобы чужеземец, вдова или сирота могли насытиться из этих запасов.

Пятикнижие обязывало евреев материально поддерживать друг друга. При уборке урожая не убирать его весь, а намеренно оставлять какую-то небольшую его часть пришельцу, сироте или вдове. Как видим, человек должен был быть честным, справедливым, щедрым, милосердным, – таким образом он мог заслужить Божье благословение. И если при соблюдении всех этих заповедей человек становился богатым, то это являлось воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

Определялись также и отношения с наемными работниками. Нельзя было задерживать плату за труд, т. к. предполагалось, что наемный рабочий не имеет собственного хозяйства и нуждается в деньгах. В ведении дел, как и во всем, должна быть честность: нельзя обмеривать и обвешивать, весы должны быть верными, все гири должны быть «точными и правильными». Существовали особые правила для судей, которые предписывали судить только по справедливости, не брать взяток, не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты.

Неприкосновенной считалась частная собственность, поскольку владение землей и имуществом признавалось Божьим провидением.

Таким образом, все нормы хозяйственной жизни вытекали из главной заповеди: «Люби ближнего своего, как самого себя». Это правило относилось не только к свободным, но и к рабам. Период рабства был равен шести годам, на седьмой год раб получал освобождение. В древнем Израиле раб имел определенные права. Его нельзя было избивать до смерти, если же раб убегал, его не следовало возвращать обратно. Хозяину, отпускающему раба на свободу, предписывалось отпустить с ним его семью и снабдить его всякого рода имуществом для самостоятельной жизни.

Экономические идеи, содержащиеся в Библии, оказали огромное влияние на формирование хозяйства и дальнейшее развитие экономической мысли не только восточного, но и европейского общества.

 

Древний Китай. Весьма активно развивалась экономическая мысль в Древнем Китае. Целая эпоха в древнекитайской истории связана с деятельностью Конфуция (551 479 гг. до н. э.). Созданное им учение «конфуцианство» оказало громадное влияние на последующее развитие.

Воззрения Конфуция (Кунцзы) обобщены в сборнике «Беседы и суждения» («Лунь юй»), записанном его учениками.

Династия Чжоу постепенно утратила контроль за мелкими царствами, военные столкновения между которыми повлекли падение авторитета Неба и массовое обеднение населения. Из территориальных сельских общин, обрабатывавших часть земель в пользу государства, выделилась прослойка богатых поселян, настолько притеснявших бедняков, что у тех, по летописному выражению, «не оставалось земли, чтоб воткнуть шило».

В Китае происходили существенные сдвиги, связанные с разложением общинных отношений и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций вел жизнь скромного чиновника и наставника узкого круга молодых людей, которых воспитывал как образцовых «благородных мужей», способных вести «маленьких людей» по пути истины и справедливости — дао. Учение о дао выдвигало на первый план не волю Неба, которое почему-то пребывает в молчании, хотя порядок в Поднебесной давно утрачен, а человека, ответственного за свои поступки. «Не путь делает великим человека, но человек может сделать путь великим». При этом дао — путь «срединный», избегающий крайностей как в индивидуальных поступках, так и в государственном устройстве. «Стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве нет дао, стыдно быть бедным и убогим, когда в государстве есть дао».

Считая себя «колоколом», избранным Небом для того, чтобы приближать Поднебесную к дао, Конфуций предлагал выстраивать должный порядок в государстве на основе сяо — сыновней почтительности детей к родителям, семей к старшим в общине, должностных лиц к начальникам, подданных к правительству, народа к мудрости предков.

Свой социальный идеал Конфуций видел в прошлой истории Китая. Ему были близки интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись. Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности в обществе и государстве на основе сочетания нарождавшегося рабовладения с широким использованием традиционных норм, обычаев и обрядов, сохранявшихся в народе от родовых, общинных отношений. Конфуций ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая, советовал держать народ в повиновении, чтобы подданные трепетали перед ним. Вместе с тем Конфуций представлял образ справедливого правителя страны, который должен быть достаточно образованным, являться «отцом народа», гарантом «правильных действий».

Конфуций одним из первых в истории общественной мысли создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, определяющее судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Простонародью надлежит следовать за властями подобно траве, которая наклоняется, куда дует ветер. Отношения между рабовладельцами и рабами он сводил не только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать доверие у рабов к своим хозяевам, советовал «благородным» с помощью «кнута и пряника» добиваться верности и послушания рабов.

Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с поддержкой рабства, разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял, прежде всего, интересы родовой и рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Вместе с тем Конфуций являлся противником нарождавшегося нового слоя крупных рабовладельцев. В условиях обострявшихся социальных противоречий он искал пути достижения социального «равенства» при сохранении и укреплении рабовладельческих порядков, сглаживания конфликтов.

Конфуций считал, что источником богатства является труд, а богатство верховного правителя должно основываться на богатстве народа. Он различал «великую общность» (общинную собственность) и частное владение (собственность аристократов, рабовладельцев). Позиция Конфуция здесь двойственная. Он отмечал, что рост социальных противоречий связан с частным владением, но отдавал предпочтение частной собственности, как и сословному делению в обществе, считая это установлением бога и природы.

Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-Цзы (372-289 гг. до н. э.), связывавшего социальное неравенство с «небесной волей», оправдывавшего деление общества на сословия, противоречие между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-Цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная концепции конфуцианства, у Мэн-Цзы получила дальнейшее углубление.

Мэн-Цзы довел учение Конфуция о «благородных мужах» как советниках государя до обоснования права сановников отнимать у недостойных правителей «мандат Неба» — лишать власти, изгонять и даже убивать. Одновременно Мэн-цзы сформулировал «всеобщий закон Поднебесной» — деление на тех, кто занят умственным трудом и управляет; и тех, кто занят физическим трудом («напрягает мускулы») и содержит управляющих, — и дал схему хозяйственной основы общинно-чиновничьего государства, получившую название «колодезных полей». Предлагалось размежевание общинного поля на девять равновеликих квадратов (один — в центре, восемь — по краям), из которых внутренний подлежал совместной обработке восьмеркой семей с передачей урожая в пользу государства, а остальные участки каждая семья возделывала для себя. (Межевые границы формировали рисунок, сходный с иероглифом «колодец».)

С критикой конфуцианства выступили Мо-Цзы (470—381 до н.э.)и его сторонники монеты, отражавшие интересы угнетенных масс народа. Они проповедовали природное равенство людей, отрицательно относились к сословности, привилегиям знати. Монеты обосновали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия людей в физическом труде, развития свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею «всеобщей взаимной любви», монеты не понимали ее иллюзорности.

Мо-Цзы настаивал на запрете излишеств, вызванных почитанием традиций, — дорогостоящих церемоний и музыкальных обрядов. Но одновременно предлагал не скупиться на «жирные оклады» чиновникам, проявившим недюжинные способности. Умелые и решительные чиновники, по его мнению, могли, опираясь на систему поощрения и наказания, сформировать общество «всеобщей любви», в котором не было бы места войнам.

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Древнем Китае является трактат «Гуань-Цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к 4-3 вв. до н. э. Трактат раскрывает обострение социально-экономической обстановки в стране и ставит задачу «сделать государство богатым, а народ довольным». Проявляя заботу о развитии производства как в городе, так особенно в деревне, авторы трактата выступали за сохранение и незыблемость сословного деления общества. Они отмечали, что без избранных Богом знатных и высших сословий страна не имела бы доходов. Не может быть, чтобы в обществе все были знатны, поскольку «некому было бы тогда трудиться». Источником могущества государства провозглашался труд. В нем видели основу стабилизации и укрепления натурально-хозяйственных отношений. Вместе с тем в числе необходимых для укрепления хозяйства мер называлось поддержание эквивалентного обмена. Необходимо, чтобы «весь народ трудился одинаково и тем самым приобретал все поровну». Считалось недопустимым, чтобы в ходе обмена продуктами труда между мастерами и земледельцами «выгоды у одних были бы больше, чем у других». Авторы трактата признавали, что именно народ создает доход для знатных (аристократов) и прибыль для торговцев. Отмечалась роль золота в качестве меры, в которой «исчисляются ресурсы государства» и средства обращения для народных масс. Вместе с тем весьма злободневной являлась проблема защиты народного хозяйства от рыночной стихии через выравнивание цен. Основная роль в этом отводилась государству. Как утверждалось в трактате, если правитель «сам держит в руках возможности регулирования хлеба, денег и металлов, то тогда вся страна будет в устойчивом состоянии». Они выступали за развитие ремесел и торговли, не забывая при этом подчеркнуть, что важнейшим условием стабилизации экономики является «усиление земледелия». В связи с этим в трактате содержались рекомендации по его развитию и совершенствованию. Более гибкой должна быть система налогообложения: налог следует устанавливать с учетом плодородия земли. Проявляя озабоченность положением крестьян, авторы трактата рекомендовали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения земледельцев в трактате предлагалось изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Согласно трактату весьма активная роль в экономике отводилась государству, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т. д.

Таким образом, столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни Древнего Китая: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой стороны, борьба стоящих за ними социальных слоев населения длительное время определяли основную проблематику экономической мысли страны. Большой остроты достигли проблемы взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.

 

Древняя Индия. Древнейшими памятниками истории, отражавшими начальный период развития экономической мысли, являются Веды, представляющие собой собрание молитв, гимнов, заклинаний и т. п. Они относятся к I тысячелетию до нашего летоисчисления. В них прослеживается начавшееся разложение патриархально-общинного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия до н. э. относится появление произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, «Махабхарата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая - о подвигах Рамы.

Хранители ведийской традиции жрецы-брахманы, владетельные воины-кшатрии и различное по занятиям простонародье (пастухи, земледельцы, торговцы и др.) — вайшьи — составили три обособленные «чистые» варны (касты). В противоположность им низшая варна шудр осталась за рамками ведийских ритуалов, предназначенная лишь для смиренного служения трем остальным.

Только брахманы считались способными пройти все четыре стадии человеческого существования (ученик, домохозяин, отшельник, аскет) и достичь духовного могущества, позволяющего стать наравне с богами. «Махабхарата», объясняла превосходство брахманов в учении о трех «гунах» («веревках») — «связывающих» человека качествах материальной природы. У брахманов преобладает возвышенная гуна благости, знаний и умиротворенности; у кшатриев и вайшьев — гуна страсти и действия, побуждающая к материальным удовольствиям и приобретениям, у шудр — темная гуна невежества. Но при гордости брахманов за свои познания необходимым для их семей считался и материальный достаток.

Буддизм. Учение брахманов придало импульс религии буддизма, бросавшей вызов варновой структуре. В отличие от ведийской религии, распространявшейся из области бассейна Инда, буддизм возник и стал распространяться в области бассейна Ганга, где процессы образования новых государств породили заинтересованность варны кшатриев, к которой принадлежал и сам Будда, в ослаблении влияния брахманов. Урожденный Сиддхартха Гаутама, сын правителя области Шакья, пришел сначала к выводу о бессмысленности роскоши и удовольствий, которые в итоге обращаются в прах, а затем — и о бессмысленности принятого у аскетов-брахманов умерщвления плоти. Он стал искать срединный путь между самопотаканием и самоистязанием, пока не почувствовал себя Буддой («просветленным»), которому открылись «четыре благородные истины» о мировом страдании, его причинах, устранении его источников и достижении нирваны (прекращения страдания).

Будда стал проповедовать, что при правильном поведении каждый человек может достигнуть нирваны, освободиться от страданий и цепи перерождений. Такое поведение включает отказ от собственности и семьи. В полемической «Сутре о знании трех Вед» Будда порицал брахманов, которые надеялись на слияние с «мировым духом», не отказавшись предварительно от жен и имущества. После нирваны Будды ученики собрали его наследие в канон, включая первый в мире устав монашеского общежития. Требование отказа от собственности буддисты стали обходить, накапливая имущества в монастырских общинах.

Царь Ашока, внук Чандрагупты — основателя первой общеиндийской державы Мауриев, обратившись в буддизм, содействовал его международному распространению и пытался использовать для укрепления государственного единства. Последствия оказались своеобразными. За время династии Мауриев буддизм действительно пустил корни в странах и западнее, и восточнее Индии, превратившись в мировую религию. Но сама династия пала в результате брахманского заговора, положившего начало жестокому преследованию буддистов и вытеснению их за пределы страны.

Законы Ману. После низвержения Мауриев и изгнания буддистов варновый порядок утвердился в Индии на многие века, жестко предопределяя жизненный путь каждого человека и круг его занятий (исполняемых дел). Сложился свод правил, приписанных сыну бога-творца Брахмы «прародителю людей» Ману.

Толкование священных текстов и совершение жертвенных обрядов не только для себя, но и для других, были предписаны брахманам, владение оружием и управление — кшатриям, основная хозяйственная деятельность и «ревностная раздача пищи» — вайшьям, услужение и «нечистые» ремесла — шудрам.

Статус брахманов определялся знанием Вед, кшатриев — доблестью, вайшьев — богатством; причем шудре не полагалось накапливать богатство, даже если такая возможность была.

«Законы Ману» провозглашали, что все существующее в мире — собственность брахманов вследствие превосходства рождения. Однако уроки поддержки буддизма кшатриями, по-видимому, были учтены в правиле «без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман». Собирание земных благ брахманом полагалось обеспечивать только «безукоризненными» занятиями — учительством, жертвенными обрядами для других — и принятием даров. Для обеспечения существования брахманов было предусмотрено большое вознаграждение за совершение жертвенных обрядов; «человеку с малым достатком не следует делать жертвоприношений». Недопустимым для брахмана и кшатрия попранием религиозного долга считалось обращение в случае малозажиточности к физическому труду и торговле.

Напротив, вайшьям предписывалось быть умелыми работниками в разведении скота и земледелии, товароведении и сравнительной доходности в торговле с разными странами в связи с требованием «крайнего старания при приращении имущества».

«Законы Ману» зафиксировали существенный прирост товарных и денежных сделок (включая работорговлю). Вайшьям полагалось быть сведущими в языках, ценах на ходовые товары (самоцветы, металлы, ткани, благовония и соки), мерах и весах, способах хранения и расчетов. Однако признание значения торговли для общества сочеталось с неодобрительной оценкой ее как «лживого» образа жизни, связанного с необходимостью «кривить душой». Так, торговцы, практикующие привычные уловки (обвес и пр.) при продажах, уклоняющиеся от уплаты пошлин и т.д., назывались «открытыми ворами».

Выдающимся памятником истории экономической мысли Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I (конец IV в. до н. э.) брахман Каутилья. «Артхашастра» создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки такого свода советов и рекомендаций.

«Артхашастра» повествует о социальном и экономическом устройстве древнеиндийского государства. «Артхашастра» буквально означает «наука о пользе и практической жизни», включает свод наставлений по вопросам управления обществом и государством. Здесь описывается идеальное общественное и государственное устройство с сильной царской властью, с разветвленной полицейской системой и т. п.

Трактат отражал формировавшееся в стране социальное неравенство, оправдывая и закрепляя его, подтверждая правомерность деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшиев (трудящихся) и шудр (рабов). Брахманы и кшатрии составляли привилегированную часть общества. Автор трактата уделил большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшего черты патриархального строя.

Рекомендовались меры, ограничивавшие развитие рабства, предупреждавшие обострение социальных конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, а также право самовыкупа за счет своего имущества.

В «Артхашастре» подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Большая роль отводилась строительству и поддержанию оросительных систем - основам урожая. Ущерб, наносимый этим системам, рассматривался как тяжкое злодеяние. Трактат содержал сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.

Большое внимание автор трактата уделил толкованию экономической роли государства. Проводилась типичная для экономической мысли стран того периода идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию хозяйственных отношений. Более того, трактат возлагал непосредственно на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штрафные санкции и т. п.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: