Структура финансово-правовых норм

Структура финансово-правовой нормы это ее внутреннее строение, ее составные части: гипотеза, диспозиция, санкция.

Логическая (словесная) структура нормы права также состоит из трех элементов. Условно эта тройственность выражается формулой:

«Если (в случае)... – то обязан... – иначе...»

Гипотеза - условия, при наличии которых норма действует и субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеет место во всякой финансово-правовой, норме. Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. "Движение" правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты.

Обычно в тексте правового акта она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использовани­ем слова «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подра­зумеваются (п. 1 ст. 74 НК РФ).

Диспозиция — указывает на вариант поведения, определяет права и обязанности сторон, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соот­ветствующих условий, и гораздо реже — через права.

Санкция — меры государственного принуждения, которые мо­гут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию дан­ной финансово-правовой нормы.

Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции.

Во-пер­вых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, де­нежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.

Во-вто­рых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пени, к карательным — штраф. Часто при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции.

В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные де­нежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные вне­бюджетные фонды.

Необходимо иметь в виду, что понятие «норма» - не синоним понятию «ста­тья» соответствующего нормативного правового акта. Элементы финансово-правовой нормы могут размещаться в разных статьях финан­сово-правового акта. Например, ч.1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в форму­лировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплатель­щиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

Вопрос № 2. Классификации финансово-правовых норм

Класси­фикация финансово-правовых норм важна для понимания особенностей финансово-правового регулирования и уровня развития финансового законодательства.

В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

Регулятивные - непосредственно направлены на регулирование общест­венных отношений путем предоставления участникам прав и воз­ложения на них обязанностей. Основная масса финансово-право­вых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не явля­ется сугубо охранительной отраслью права, а призвана регулировать определенную группу отношений, т.е. закре­пить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. (ст. 51, 56 НК РФ).

Охранительные - предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения. Число охранитель­ных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что свя­зано с необходимостью установления, а в ряде случаев повыше­ния, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия (ст. 116-129 НК РФ).

Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом. Охранительные производны от регулятивных, так как они устанав­ливают ответственность за нарушение установленной обязанности, а если нет обязанности нет ответственности.

Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы.

Обязывающие - устанавливают обязанность лица совершать определенные поло­жительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-пра­вовых актах в виде прямых обязательных предписаний (ст. 45 НК РФ). Часто обязывающие финансово-правовые нормы внешне объ­ективируются в законодательстве в нейтральной формулировке (ст. 121 БК РФ - обязанность эмитента - «Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Госу­дарственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соот­ветствующего обязательства»).

Запрещающие - устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, ука­занных в финансово-правовой норме (ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми орга­нами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам). Запрещающие финансово-правовые нормы встреча­ются в финансовом законодательстве не часто. Это связано с тем, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований, не могут разви­ваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъек­тов, т.е., за счет обязанности по уплате налога, по выделению бюд­жетных ассигнований и т.д. А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий. Поэтому, в отличие от обязывающих финансово-правовых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финансово-право­вого регулирования.

Управомочивающие - предусматривают возможность субъекта финансового права действовать по своему усмотрению в рамках требований финансово-правовой нор­мы.

Существует два вида управомочивающих финансово-право­вых норм.

Для первого вида этих норм характерно, что возмож­ность их реализации (или не реализации) зависит исключитель­но от воли субъектов финансового права. Главным образом, к та­ким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в послед­ние годы круг таких субъектов расширяется.

Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную сво­боду, в выборе средств, времени и т.д. реализации этой, нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного само­управления через установление прав этих органов. (ст. 31 БК РФ). Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязан­ностями для данных органов.

Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от специализации, т.е. операции, которую они выполняют в про­цессе правового регулирования. Поэтому выделяются так называемые специа­лизированные нормы. Они не являются самостоятельной норма­тивной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.

Виды специализированных норм:

- общие (общезакрепительные);

- оперативные;

- колли­зионные;

- нормы-дефиниции;

- нормы-принципы.

Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фик­сируют определенные элементы регулируемых отношений (ч.1 ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах).

Оперативные определяют вступ­ление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д.

Коллизионные нормы указывают на за­коны, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив.

В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются при­знаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ (ст. 8 НК РФ - понятие налога и сбора; ст. 6 БК РФ - понятия бюд­жета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.).

В нормах-принципах сформулированы основные начала бюд­жетного, налогового и другого законодательства, финансовой де­ятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 3 НК РФ - определяет основные начала законодательства о налогах и сборах).

В системе финансово-правовых норм можно выделить группу рекомендательных норм. Рекомендательные нормы - предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь поли­тики федерализма, реализацией курса на финансовую децент­рализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

По масштабу действия финансово-правовые нормы клас­сифицируются на общие и специальные.

Об­щими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех, или иных отношений, а специальными - нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а специальны­ми — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.

По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие:

а) на всей территории Российской Феде­рации;

б) на территории соответствующего субъекта Россий­ской Федерации;

в) на территории соответствующего муници­пального образования. Соответственно, первые содержатся в пра­вовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые — в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а третьи — в правовых актах органов мест­ного самоуправления.

По времени действия финансово-правовые нормы подразделя­ются на постоянные и временные. Постоянные нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением. Временные нормы — это нормы, установленные на определенный срок.

В зависимости от особенностей предмета регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы определяют источ­ники образования денежных фондов государства и муниципаль­ных образований, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фон­дов. Таковы почти все нормы ежегодно принимаемых законов о бюджетах, большинство норм части первой Налогового кодекса РФ и др.

Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок реализации материальных финансово-правовых норм, последовательность действий субъектов правоотношения. К процессуальным нормам относятся нормы, содержащиеся в ст. 169-264; 274-281 БК РФ и определяющие порядок составле­ния, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также отчетов об их исполнении. Ряд процессуальных норм содержится в части первой Налогового кодекса РФ.

В современных условиях в связи с развитием финансового за­конодательства число процессуальных финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно вы­сокой степени гарантированности материальных финансово-пра­вовых норм на современном этапе и т.д.

В зависимости от характера регулируемых отношений финансо­во-правовые нормы делятся на бюджетные, налоговые, финансово­го контроля, страховые и т.д.

В зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержатся финансово-правовые нормы, они могут быть подразде­лены на нормы законов и нормы подзаконных актов.

По кругу лиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальные и исключительные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: