Воспитание и обучение в Палестине

 

На протяжении 1-го тысячелетия до н.э. на территории Палестины существовали государства Израиль и Иудея. В условиях древнееврейской цивилизации в религии установилось единобожие. Единый Бог якобы вручил евреям нравственные заповеди, где были очерчены границы добра и зла и которым должен был следовать каждый человек. Гонения, которым подвергались древние евреи, отразились на отношении к воспитанию как к способу выжить и сохранить целостность разбросанного по миру рода. Почтение к наставнику воспитывалось с младенчества: Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку подай учителю своему. Важнейшей ценностью в воспитании считалось внушение идеи сохранить чистоту крови, отказа смешиваться с другими народами.

Педагогические основы древнееврейской патриархальной семьи были закреплены в Ветхом завете. Так, в «Притчах» иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н.э.) мы читаем. «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Центральная педагогическая идея «Притч» — призвание отца быть наставником, почитание родителей: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей». В «Притчах» представлены идеалы воспитания, которые, говоря современным языком, основаны на гуманистических, общечеловеческих ценностях. Большинство притч начинается с обращений отца к сыну, в которых Соломон призывает не покушаться на чужое добро, вести праведную жизнь, искать мудрости, которая «дороже драгоценных камней», т.е. быть рассудительным, не отказывать в благодеянии нуждающимся, избегать насилия, лжи, лицемерия, быть трудолюбивым, верным в дружбе, стремиться к добру. Способом такого воспитания являлось наказание: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой».

Основными предметами обучения были Тора и Талмуд — свод религиозных и правовых норм иудаизма. Важнейшим при обучении считалось развитие ума (Тору заучивали фактически наизусть). У иудеев была своя письменность. Письму учили мальчиков и девочек.

Воспитание и обучение в Индии

 

Цивилизация дравидских племен коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была главной.

Зачатки организованного образования в долине Инда скорее всего появилось в доарийский период в городах Хараппской культуры (3-2-е тысячелетия до н.э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Около пятисот печатей с надписями на своеобразном пиктографическом письме, глиняные чернильницы для письма — вот, пожалуй, и все вещественные свидетельства об образовании тех времен.

Жрецами ариев около 2-го тысячелетия до н.э. на классическом санскрите была составлена Ригведа, куда вошли свыше тысячи священных наставлений — гимнов (веды), которые являются древнейшими документами культуры, воспитания и обучения дравидско-арийской цивилизации Индии. Позднее к «Ригведе» прибавились сборники других вед.

Специфическое влияние на развитие воспитания и обучения в Древней Индии оказал кастовый строй. Не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: