Технология концентрированного обучения

Еще одной предметно-ориентированной технологией по русскому языку является технология концентрированного обучения, которая по-другому называется «погружение в предмет». В своей работе «Практика обучения: образовательные технологии» Д.Г. Левитес успешно обосновал предпосылки возникновения данной технологии и описал ее модели.

Предпосылки создания технологии концентрированного обучения таковы: во-первых, это отсутствие у большинства учеников системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, во-вторых, отсутствие сильного увлечения изучаемыми предметами и привязанностей к ним, быстрое забывание изученного материала, как только исчезает прямая надобность в нем.

Почему это происходит? В соответствии с классно-урочной системой организации обучения содержание школьных предметов в программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы.

Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 минут. В день преподают по 3–6 разнородных дисциплин, в неделю – 8–11. Усвоение учебной дисциплины при такой организации обучения растягивается на длительное время. Например, программа по русскому языку в старших классах рассчитана на 34 часа, таким образом предмет изучается в течение целого учебного года (в учебном году 36 учебных недель – по 1 часу в неделю). Такая организация обучения приводит к «пипеточному» усвоению раздробленных знаний, которые к тому же быстро забываются. И связано это с тем, что такой способ противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном уроке информация к следующему уроку большей частью забывается.

Сторонники технологии «погружения» считают, что классно-урочная система организации обучения является одной из главных причин дробления личности, воспитания старательных посредственностей.

Концентрированное обучение – особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Существует две модели реализации технологии концентрированного обучения.

Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на части. Далее в течение 3–5 дней учащиеся изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса.

В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу, углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.

Во время третьего погружения ученики учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем этапе концентрированного изучения предмета дети обучаются умениям творческого применения знаний. Продолжительность одного урока при такой организации обучения сокращается до 35 мин. После каждых двух уроков, как правило, проводится разгрузочное занятие (физкультура и т.п.), домашние задания не задаются. В первой половине дня проводится 5–6 уроков. Во второй половине дня ученики работают (по желанию и выбору) на кафедрах, организуемых преподавателями. Это позволяет учитывать интересы учеников и развивать их способности в выбранной ими сфере, и в то же время педагог готовит себе помощников-ассистентов из числа наиболее подготовленных и имеющих такое желание учеников.

Вторая модель концентрированного изучения предполагает укрупнение только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного-двух. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков с интервалом между ними в сорок минут, во время которого ученики обедают и отдыхают. Вторая половина дня посвящается деятельности по интересам. Состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учеников, практическое занятие, зачет.

Рассмотрим, как организовано концентрированное обучение русскому языку в практике преподавания. Программа, предлагаемая в книге Н.Г. Прохоровой «Концентрированное обучение русскому языку в основной школе», рассчитана на использование технологии концентрированного обучения в сочетании с распределенным обучением (один разовый урок русского языка еженедельно независимо от «погружения»). Учитывая сгущение учебного материала, которое дает технология, программа основной школы рассчитана на 4 года. Это дает дополнительную возможность каждому ученику двигаться тем темпом, который ему посилен.

Одним из компонентов данной педагогической технологии является ритмичная структура процесса. Данную структуру можно описать формулой А, В, С, А1, В1, С1, где А обозначает первый год обучения, первую неделю или первый день в неделе; В – соответственно второй год, вторую неделю или второй день в неделе; С – третий; А1 – четвертый, В1 – пятый, С1 – шестой.

Триада А, В, С, А1, В1, С1 обуславливает задачи ритмичного структурирования материала.

Первые три «погружения» (А, В, С) по русскому языку дают представление о языке с трех сторон: А – синтаксис, В – морфология, С – лексика, морфемика, фонетика. Следующие недели (А1, В1, С1) – повторение того же материала, но на новом уровне. С третьего года обучения орфография выносится в отдельное погружение вместо лексики, морфемики, фонетики, изучение которых завершено. Работа по развитию речи рассредоточена по всем погружениям (по одному сочинению или изложению в неделю).

Год Количество погружений Количество часов в год
  10 недель 150+34=184
  8 недель 128+34=162
  6 недель 108+34=142
  4 недели 76+34=110
  3 недели 56+34=90

В преподавании русского языка основными являются традиционные практические задачи:

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

• овладение нормами русского литературного языка;

• обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

«Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, если первый день «погружения» по литературе посвящается славянской мифологии, то в первый день по русскому языку может быть такое задание:

Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания:

1. Перун бог грома и молнии. 2. Ярило бог в_-сеннего солнца покр_витель любви пл_дородия. 3. Самое страшное вр_ждебное человеку б_жество Морана. Она живет на севере в недрах скал. Морана б_гиня ночи зимы смерти.

Тема этого дня по русскому языку: тире между подлежащим и сказуемым. По орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова.

Выделяются основные средства достижения поставленных задач по русскому языку при использовании концентрированного обучения.

1. Материал изучается крупными блоками. Так в первый год обучения морфологии посвящается три недели (третья, шестая, девятая), во время которых учащиеся знакомятся со всеми частями речи. Во второй год обучения материал по морфологии дается весь, но делится на обязательный и необязательный. Некоторые ученики успевают усвоить весь материал и потому при следующем погружении выступают в роли помощников учителя.

2. Особую роль играет многократность вариативного повтора. Так морфологии и синтаксису посвящается по три недели в первый год обучения, по две – во второй и третий.

3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт. Так на занятиях по морфологии группа имен располагается на одном фоне, остальные самостоятельные части речи – на другом. К тому же постоянные признаки всех частей речи находятся в круге, непостоянные – за кругом на белом фоне. Это способствует усвоению материала на первых же уроках. Слова-исключения на всех опорах пишутся красным цветом и особым шрифтом, что также способствует быстрому запоминанию. Используются опоры и по отдельным темам орфографии.

4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.

6. На занятиях по русскому языку используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Любимой игрой является орфографическое лото. В кармашке находятся карточки с 14–18 словами (четное количество), в которых пропущены буквы на определенное правило, например, правописание гласных е – и в корнях с чередованием. Ребята раскладывают карточки со словами в два столбика: в один – с и, в другой – с е. Учитель или ученик-консультант проверяет один столбик (для удобства проверки количество слов в столбиках должно быть одинаковым). Если задание выполнено неверно, то ученик либо записывает слова, в которых сделал ошибки, либо раскладывает карточки еще раз.

7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа. Слова, написанные на плакате, усваивают около 20% учащихся. Словарная работа при концентрированном обучении несколько видоизменена. Семь-девять слов, написанные каждое на отдельном листе, распределяются по классу. Например, карточка со словом вырастает может быть помещена около цветка, карточка со словом сделал – около поделки и т.д. Место слова определяется вместе с ребятами. На следующий день некоторые карточки меняются местами, ученики должны их восстановить. На третий день один из ребят расставляет слова. На четвертый день учитель подходит к тому месту, где было то или иное слово, а ученики записывают его. 90% ребят правильно записывают все слова. Неплохой результат дает и такой вид работы: на доске следующим образом записываются с комментарием слова.

Жалеть   Сестрицы   Махая
    .....Птицы    
  ..Счастливый   Талантливый  
  Радостный      

На первой строке слова с безударной гласной в корне слова; на третьей – с суффиксом -лив; слова столбиком написаны так, чтобы буквы ы, т совмещались. Дается 30 секунд на запоминание, затем доска закрывается, а ребята записывают слова в тетрадь так же, как на доске. 80–90% не только записывают слова верно, но способны и через неделю правильно воспроизвести эту запись.

Для учеников, которые «не видят» слова, используется озвучивание. Например, на доске записано слово чувство. Сначала, глядя на слово, дети произносят его по отдельным звукам справа налево и в обратном порядке. Затем делают то же самое, но не глядя на слово. Возможна запись слова справа налево. Иногда используется рисование слов. Здесь важен не столько сам рисунок, сколько размышление над тем, как изобразить, например, слово испугался.

Более успешной работе по освоению грамотного письма способствуют индивидуальные карты учащихся, где выписаны их ошибки.

При работе над сочинениями, изложениями большую роль играет эмоциональный настрой, поэтому уместно использование музыки, песен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарубина Л.И. Технология работы учителя-словесника в условиях дифференцированного обучения // Вопросы технологии профессиональной деятельности: Сборник статей. Белгород: Белгородский университет, 1995. 326 с.

2. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.

3. Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3. С. 33–37.

4. Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе. Краснодар: Просвещение-Юг, 2002. 44 с.

5. Рябухина Е.А. Проблема разработки критериев уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе. «Наука и школа», 2008, № 4. С. 15–18.

6. Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку: 9-й класс. М.: Материк-Альфа, 2004. 88 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается суть предметно-ориентированных технологий? Какие технологии являются альтернативой предметно-ориентированным?

2. Почему в современной педагогике и методике возникла потребность в создании технологии уровневой дифференциации?

3. Какие две формы дифференциации выделяются в практике обучения?

4. Каковы предпосылки возникновения технологии концентрированного обучения?

5. В чем состоит различие между двумя моделями реализации технологии концентрированного обучения?

6. Как можно организовать концентрированное обучение русскому языку в практике преподавания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: