double arrow

Тюменского индустриального университета

УДК

Трансформация нравственности в постмодерне

Лобачёв Богдан Романович, студент 2 курса кафедры МТЭК

Тюменского индустриального университета

Аннотация: В данной статье ведется рассуждение о проблемах и кризисных явлениях морали и нравственности современного постмодернистского общества. Рассматривается понятие "Антиномия", объясняется вся сложность концепции постмодерна и его содержания.

Ключевые слова: постмодернизм, мораль, современное общество, мировоззрение, антиномия, децентрализация субъекта, свобода.

 

С самого начала необходимо обозначить тот факт, что постмодернизм – одна из сложнейших современных концепций. Причем сложность эта во многом проистекает не только (и не столько) из самого содержания постмодернизма, а из того, что считать содержанием постмодернизма. Более того, сложно вычленить не только общий набор постмодернистских “истин”, но и список собственно постмодернистских мыслителей. И хотя многие сразу же вспомнят М. Фуко, Ж. Дерриду и Ж. Бодрийяра, в следующий момент нужно будет констатировать, что между этими авторами существуют серьезные (зачастую непреодолимые) различия. Кроме того, следует упомянуть, что приставка “пост” использовалась многими другими направлениями общественной мысли, которые переплетались (а зачастую и конкурировали) с постмодернизмом (вспомним, например, постструктурализм). Поэтому нанесение на “концептуальную карту” координат постмодернизма представляется не самой простой задачей.

Одним из наиболее удачных обозначений сути постмодернизма является определение Ж.-Ф. Лиотара, который понимал постмодернизм как “недоверие к метанарративам". Иными словами, постмодернистская позиция демонстрирует недвусмысленный скептицизм по отношению к тому общему пониманию человека и общества, которое стало следствием стремления эпохи Просвещения трактовать действительность на основе объективности (или системной субъективности), разумности и универсальности. Отказ от амбиций тотальной просвещенческой метаидеологии сопровождался для постмодернизма сосредоточением на “малых нарративах” с неизбежным возрастанием относительности, неопределенности и непредопределенности результатов в исследованиях. Идея о том, что явления обладают определенной сущностью, была объявлена рационалистическим (в некоторых интерпретациях – позитивистским) гносеологическим допущением, сделанным для того, чтобы объективное определение истины в реальном мире стало достижимым. А если нет никакой объективной реальности, доступной для понимания, необходимо сосредоточиться на “гибких сетях языковых игр”, которые воплощают субъективные интерпретации мира индивидами. Таким образом, интеллектуальная программа постмодерна была проектом борьбы с “рационалистическим фундаментализмом” через деконструкцию и децентрализацию субъективности. Даже такого поверхностного взгляда на идеи постмодернизма достаточно, чтобы обнаружить их сходство с консервативной критикой рационалистического оптимизма. И в условиях почти синхронного распространения постмодернизма и отступления традиционных левых идеологий можно было бы ожидать плодотворного синтеза постмодернистских принципов и консервативных идей. Однако в действительности ничего подобного не наблюдается. Современная консервативная мысль либо вообще игнорирует постмодернизм, либо относится к нему открыто враждебно, представая в поистине диалектическом виде анти-антирационализма и иллюстрируя гегелевский закон отрицания отрицания.[1]

Философия постмодерна определяет мировоззрение, при которомрелятивизм проявляется во всех сферах жизни. Складывается система, в которой отсутствует четкая иерархия ценностей. Каждая из них (ценностей) признается одинаково значимой, а это приводит к обесцениванию многих общечеловеческих понятий, размытию границ между понятиями добра и зла.

Индивидуальность, собственное «Я» в эпоху постмодерна выходит на первое место. Идеи всеобщего блага, жертвенности сегодня ради светлого завтра в представлении современного человека становятся чистыми абстракциями и не несут практического значения. Человек находится в постоянном поиске себя, легко меняет свои взгляды, пытается найти свой собственный путь в этой жизни и создать ее индивидуальный стиль.

В мире, где отсутствуют базовые общечеловеческие ценности, этические и нравственные принципы начинают замещаться иными установками.[2]

Отметим наиболее существенные изменения духовной сферы жизни европейского человечества, определившие параметры всей современной культуры. «Кризис гуманизма», «ценностная революция», «крушение кумиров», «погребение «профанного гуманизма» — подобными формулами сегодня обозначается кризисное состояние человечества. Одной из фундаментальных причин этого кризиса является децентрализация субъекта в европейской культуре, которая постепенно происходила в последние полтысячелетия и трагически завершилась в ХХ веке. Можно выделить четыре акта этой мировой драмы:

Революция в астрономии, создание гелиоцентрической системы, коперникианский переворот низвели Землю до рядовой и ординарной планеты, одной из бесконечного количества подобных космических тел. Космическая родина человека потеряла с тех пор свое центральное положение и сдвинулась на периферию галактики, а человек стал жителем космической провинции. В результате резко снизился космологический статус человека. Сегодня этот универсум осмысливается наукой как один из многих возможных порождений грандиозной физико-космической эволюции Мультиверсума.

Космологическая децентрализациянанесла сокрушительный удар по человеческому нарциссизму, по неумеренной человеческой гордыне. Второй удар, в еще большей степени подорвавший достоинство человека, был нанесен Ч.Дарвином в 1859 году, когда вышла его книга «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение видов благодаря борьбе за выживание». С этого момента начинается стратегия биологической децентрализации субъекта. Согласно теории Ч.Дарвина, человек является всего лишь промежуточным звеном в царстве живых организмов, лишь случайным результатом неустойчивой, рискованной эволюции живого. Третий удар по нарциссизму человека был нанесен З.Фрейдом, создавшим на рубеже ХІХ-ХХ веков теорию психоанализа. После открытия бессознательного стало ясно, что человек не является хозяином в своем собственном доме, что он в принципе не может контролировать те могучие силы, которые бушуют в глубине его психики.

Психологическая децентрализация субъекта привела к вытеснению человеческого разума (Ego) на периферию психической реальности. Осмысление культурной децентрализации субъекта завершил Э.Гуссерль, выдвинув идею о существовании индивидуальных жизненных миров. Таким образом, в ХХ веке человек окончательно перестал быть центром Вселенной, его дом - Земля - переместился в далекую космическую глушь, сам он оказался результатом случайных, хаотических эволюционных процессов, замкнутым и одиноким в собственном индивидуальном культурном (интенциональном) мире, переставшим ощущать себя хозяином даже в своем малом доме — в сфере собственной психики. Космологическая, биологическая, психоаналитическая и культурная (интенциональная) стратегии децентрализации субъекта окончательно разрушили самое основание рационалистических мировоззренческих систем.

Коперникианский переворот в морали: систему традиционной морали взорвали труды К.Маркса, Ф.Ницше и З.Фрейда. Современное человечество живет в бесконечном культурном пространстве, в мире морального мультиплюрализма, люди обитают в моральных субкультурах, в неких моральных гетто. Наш собственный жизненный мир — это Земля, одна из планет, на которой мы родились и можем постоянно сюда возвращаться. Но существует и бесконечное множество других жизненных миров. Культурный универсум бесконечен. Универсалии морального сознания в результате «Большого взрыва» начали расщепляться, моральные галактики стали стремительно разбегаться. Социо-культурные предпосылки возникновения морального плюрализма были основательно раскрыты в работах Д.Бэлла, О.Тоффлера, Л.Маклюэна, созданных в последнюю треть ХХ века.

Кризис традиционной религиозности. Мы живем в постхристианскую эпоху, когда люди утратили способность различать «Антихриста», а это свидетельствует о серьезной болезни культуры. Вероятно, христианству грозит или постепенное разрушение и умирание, или новый «катакомбный» период, когда возникнет необходимость в нео-апостольской церкви. Две тысячи лет назад кризис античной мифологии смел с культурной арены «живых» греческих богов. В наше время вместе с разрушением ценностной вертикали, которая была создана благодаря христианству, разрушенными оказались и базовые моральные основы западной цивилизации. [3]

Таким образом эпоха постмодерна лишает нас блага (давно переведя человечество на «ту сторону добра и зла»), любви (либидо и сексуальные комплексы — вот координаты для современного человека, обрисованные Фрейдом), Неба (Никто не мешает нам верить, но предмет своей веры мы должны сконструировать сами. Вместо подлинного мы должны пользоваться эрзацем, поскольку постмодернизм нас убеждает, что подлинного не существует.), человеческой целостности (Отныне наша культура разбита на тысячи частей, мы обречены складывать коллажи из этих осколков — до бесконечности, как Кай, складывающий из льдинок в чертогах Снежной Королевы слово «свобода»).

Не то, чтобы современный человек не чувствовал себя обокраденным… Пока мы остаёмся людьми, нам свойственно желать, пускай и на подсознательном уровне, всего того, чего мы лишились… Однако человек постмодернистской эпохи как-то мирится с этой утратой. Я бы даже сказала — весьма легко мирится. С чего бы это вдруг? Что ему постмодернизм предлагает взамен? Для того чтобы понять это, подвергнем постмодернизм небольшому анализу. Почти сразу бросается в глаза внутренняя противоречивость постмодернизма. Внутренняя — это означает «неслучайная», присущая рассматриваемому явлению как необходимый и важный элемент структуры. Противоречия, о которых упоминается, можно назвать антиномиями. Антиномия — это два противопоставленных друг другу тезиса (тезис и антитезис), которые, не смотря на это, являются взаимосвязанными и вытекающими один из другого, и мы не можем принять лишь один из них без того, чтобы погрешить против истины.

В качестве примера возьмем одну из основополагающий антиномий постмодерна: последовательную ироничность. Её часто представляют как некую игру (сродни «игре в бисер» Германа Гессе). В этой игре любой элемент становится лишь аргументом, он нужен не сам по себе, а лишь в применении к данному месту. Ничто не должно восприниматься всерьёз. Но сами постмодернисты действуют с совершенно серьёзным лицом. Они готовы отстаивать эту игру как серьёзное и важное дело. Постмодернистской иронии постоянно сопутствует пафос постмодернистов.

Постмодернизм, можно утверждать с уверенностью, буквально «нашпигован» антиномиями. О чем же это может свидетельствовать? — Она говорит о безграничности постмодернистского мира. Этот мир сложно организован, его нельзя логически просчитать (антиномии — устойчивый признак ограниченности возможностей рационального познания в той или иной сфере). Есть основания думать, что постмодернистский мир воистину неисчерпаем. Он — очередная модель потенциальной бесконечности. К существующим элементам всегда можно добавить новый, рассматривая в качестве такового комбинацию уже существующих. Постмодернистский человек чувствует себя абсолютно свободным. Абсолютная свобода в данном случае есть свобода любых комбинаций. Именно безграничность и свобода предстают перед современным человеком как вознаграждение за приобщение к постмодернизму. Это — тот вожделенный плод, тяга к которому заставляет забывать старые традиционные ценности. В воздухе слышится: «Будете как боги»! [4]

Список использованной литературы:

• Мусихин Г.И. Консерватизм и постмодернизм: между теоретическим союзом и идеологической несовместимостью//Общественные науки и современность. №3. 2011 [электронный ресурс] http://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/01/1251414414/Mysixin_.indd.pdf(Дата обращения: 02.12.2016)

• Мокшанцев Л.В. Картина мира в эпоху постмодерна [электронный ресурс]

http://hmbul.ru/articles/204/204.pdf (Дата обращения: 03.12.2016)

• Нарижный Ю. Мораль в эпоху постмодерна. Постмодерн — эпоха глобального цинизма. Поиски путей обновления гуманизма// Из книги «Культура и философия эпохи постмодерна» [электронный ресурс] http://postmodern.in.ua/?p=1690 (Дата обращения: 04.12.2016)

• Карпов А. Антиномии постмодернизма [электронный ресурс] http://www.taday.ru/text/1631112.html (Дата обращения: 04.12.2016)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: