Совместный тест Роршаха для диагностики нарушений семейного общения

Диагностика должна опираться на принцип «круговой каузальности», согласно которому семейный диагноз слагается из сложных переплетений личностных особенностей членов семьи, характера межличностных отношений и эмоциональных установок. Использование в практике семейного консультирования. Совместного теста Роршаха (СТР) позволяет удачно реализовать обозначенные выше требования к психодиагностическим процедурам.

Коммуникативные процессы оказываются доступными диагностике благодаря введению в процедуру тестирования методического приема, известного под названием «гомеостат» – участникам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу интерпретации одной или нескольких таблиц с чернильными пятнами из теста Роршаха. Совместный тест Роршаха (СТР) обладает рядом преимуществ, связанных с повышенной проективной способностью неопределенного стимульного материала. В тесте Роршаха все «решения» партнеров (интерпретации пятен) равноправны и, следовательно, расхождение точек зрения почти неизбежно. В этих условиях обмен высказываниями относительно пятна в процессе поиска совместного решения все меньше будет отражать стремление к передаче «объективного» содержания и все больше – эмоциональных установок членов семьи в адрес друг друга.

Количество и качество совместных ответов могут служить мерой сплоченности и совместимости группы, а сам процесс нахождения совместных решения демонстрирует стили межличностного взаимодействия. Наибольшую популярность СТР завоевал в семейной диагностике, хотя очевидна его применимость в отношении более широкого круга диагностических задач. На сегодняшний день Совместный тест Роршаха – это группа методических приемов, одни из которых преимущественно нацелены на диагностику.

Применяется процедура СТР для экспериментальной диагностики нарушений семейного взаимодействия и возможности их спонтанной коррекци и. Исследователей главным образом здесь интересует два аспекта родительских отношений:

· в какой мере в СТР родители ограничивают или облегчают общения друг с другом;

· как они взаимодействуют в ситуации неуспеха одного из них.

Ход дискуссии записывается на магнитофон, экспериментатор фиксирует также невербальные реакции, наблюдая за участниками либо через стекло Гезелла, либо присутствуя при СТР. В ход дискуссии он, как правило, не вмешивается.

Было обнаружено, что родители в СТР склонны ограничивать, ущемлять друг друга, взаимно сокращая потенциальный спектр поведенческих актов. В терминах ролевого поведения исследователи квалифицируют этот тип взаимодействия как взаимодополняющие друг друга оппозиции доминирование – подчинение.

. Методика «рисунок семьи»

Исторически использование методики «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии». Рисуночные методики стали очень популярными среди психологов-практиков в 50–60-е годы.

В настоящее время наиболее известна модификация теста – «Кинетический рисунок семьи». Авторы этой модификации исходили из факта, что при обычном задании «нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают» Эти авторы предложили свою схему интерпретации, выделили 4 клинически значимых уровня анализа:

· характеристики индивидуальных фигур;

· действия;

· стиль;

· символы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: