В-третьих, структурные особенности используемых методик

Лекция 7. Психодиагностика межличностных отношений

 

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, трудовому коллективу), до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель – ребенок и т.д.).

Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях:

o на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.);

o на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т д.);

o на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

o н а основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений

o методики субъективных предпочтений,

o методики выявления личностных характеристик участника общения,

o методики исследования субъективного отражения межличностных отношений

o

o Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.

 

Поясним каждое из предложенных оснований для классификации.

Во-первых, объект исследования, или точка приложения методики. Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия. Поэтому применение конкретных методик имеет свои границы, игнорирование которых приводит к «девалидизации» методики.

Во-вторых, задачи, решаемые в исследовании. От них совершенно определенно зависят требования, предъявляемые к валидности используемых методик, к объему поставляемых ею психологических. Исследование, направленное, скажем, на выяснение совместимости экипажа парусного судна для продолжительного плавания, предполагает не только моделирование и анализ межличностных отношений в условиях, максимально приближенных к реальным, но и углубленное изучение мотивационно-потребностной сферы каждого с целью прогноза и предупреждения межличностных коллизий во время продолжительного плавания.

В особом положении находятся методики исследования межличностных отношений в малых группах (скажем, в семье), используемые для решения задач психокоррекционной работы. Желательно, чтобы они были не только констатирующими, т.е. раскрывали картину существующих отношений, но и эвристическими – дающими психологу возможность понимания субъективного мира исследуемого во всей его сложности, расширяющие диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека.

Методикам исследования межличностных отношений, применяемым для решения задач психокоррекционной работы, обычно не ставят очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности – они служат для построения рабочих гипотез, которые в последующем уточняются и верифицируются.

В-третьих, структурные особенности используемых методик.

Что касается возрастных характеристик исследуемых, то тут специально следует обратить внимание на те случаи, когда методический прием, оригинальный или видоизмененный, первоначально разработанный для конкретного возраста, применяется в более широком возрастном диапазоне Так, скажем, процедуры, основанные на рефлексии собственных переживаний, требующие осознания собственного субъективного отношения к людям, эксплицитного обоснования чувств и отношений, малоприменимы для исследования детей до подросткового возраста.

В-четвертых, исходная точка отсчета диагностики межличностных отношений (тут имеются в виду те психологические параметры, на которых основывается суждение психолога о межличностных отношениях). Точки отсчета при оценке межличностных отношений существенно отличаются даже в тех случаях, когда результаты исследования интерпретируются в тех же терминах. Для одних методик основными являются показатели межличностной привлекательности, ситуации субъективного выбора, для других – глубинные мотивационно-потребностные характеристики каждого участника взаимодействия, для третьих – ситуационные детерминанты поведения и т. д.

Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора «глубины» методики. Критерий исходной точки отсчета является основным при организации исследования и подборе методических приемов. Он позволяет избежать содержательного дублирования получаемых данных, структурировать исследование по изучаемым психологическим уровням (например, по схеме «наблюдаемое взаимодействие – личностные характеристики участников интеракции – субъективное отражение социальной ситуации»). Предполагаемые далее описания методик сгруппированы, опираясь на указанный критерий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: