Поиск новшеств во внешней среде и их оценка

 

0Как мы уже отмечали в пятой главе, между школами существуют большие различия в том, насколько интенсивно они внедряют новшества.

Воспримчивость школы к новшествам – это ее свойство, проявляющееся в том, насколько активно она ищет полезные для себя новшества, насколько адекватно их оценивает, и вырабатывает решения об их использовании.
В инноватике способность какой-либо организации выявлять объективно существующую необходимость в изменениях и использовать имеющиеся для этого разработки называют восприимчивостью организации к новшествам. Считается, что чем раньше организация обнаруживает полезные для себя новшества и чем больше таких новшеств она осваивает, тем более восприимчива она к ним.

Насколько активно педагогический коллектив школы ведет поиск новшеств, внедрение которых потенциально может улучшить результаты образования – это один из показателей стремления школы к развитию. школа должна перенимать опыт,

идеи, разработки других, чтобы повысить свою способность давать качественное образование своим ученикам.

Поиск новшеств предполагает постоянное обращение к потенциальным источникам информации о уже разработанных и распространяемых новшествах. Чтение профессиональной литература, знакомство с периодическими научно-практическими изданиями, общение с учеными, специалистами, встречи с педагогами-новаторами являются такими источниками.

Первый вопрос, на который нужно ответить при обнаружении новшества – что является предметом изменения? Таким предметом может быть: педагогическая система на какой-то ступени школы, цели, содержание, технологии, формы организации, средства обучения и воспитания.

Второй вопрос – актуально ли это новшество для школы? Новшество актуально в том случае, если существует значимая проблема педагогической системы школы, для решения которой оно может быть применено.

Отрицательный ответ на этот вопрос будет означать, что дальнейшее изучение новшества лишено смысла. Если же ответ положительный, то на следующей стадии изучения новшества нужно оценить его потенциал и степень надежности получения полезного эффекта. Вопросы, на которые при этом нужно ответить, таковы:

· какая идея лежит в основе новшества, имеет ли она под собой научные основания и какие?

· какова потенциальная полезность новшества по оценкам разработчиков?

· чем обоснована эта оценка (проводилась ли экспериментальная апробация новшества, и каковы ее результаты)?

· применялось ли это новшество в других школах, и каковы результаты его внедрения?

· если эти результаты разные, то каковы причины этого, связаны ли они с самим новшеством или же с тем, как оно внедрялось?

При признании вероятности получения значимого полезного эффекта новшества достаточно высокой, на следующей стадии изучения новшества нужно оценить, каких затрат потребует его внедрение.

На этой стадии изучения нужно дать ответы на следующие вопросы:

· какова примерная продолжительность внедрения новшества?

· каких трудозатрат оно потребует (сколько человек будет занято его внедрением и какое время потребуется от каждого из них)?

· какой квалификации должны быть участники процесса внедрения?

· потребуется ли специальное обучение персонала для внедрения данного новшества и, если да, то доступно ли оно?

· потребуется ли специальное материально-техническое обеспечение, и сколько оно будет стоить?

· не существует ли каких-то правовых ограничений на применение данного новшества?

Если общая оценка новшества, данная в результате его экспертизы, положительная, то тогда готовится предложение руководству школы и педагогическому коллективу о рассмотрении новшества и принятии решения о целесообразности его внедрения.

В таком предложении (представляемом в устной или письменной форме) целесообразно дать информацию по следующим пунктам:

1) проблема, для решения которой может быть использовано данное новшество;

2) ожидаемый полезный эффект и вероятность его получения;

3) перспективность новшества;

4) ориентировочная продолжительность внедрения;

5) объемы потребных трудозатрат на внедрение;

6) потребность в специальной подготовке педагогов и возможности ее получения;

7) потребности в дополнительном материально-техническом обеспечении;

8) общий объем потребного финансирования на внедрение.

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: