Сопротивление нововведениям

 

Нередко при внедрении новшеств какая-то часть педагогического коллектива сопротивляется этому. Формы такого сопротивления могут быть различными: от прямого отказа (под теми или иными предлогами) участвовать в нововведении, до имитации активности с одновременной демонстрацией того, что новшество не дает позитивных результатов. В большинстве случаев сопротивление распознать непросто, поскольку оно строится так, что позволяет его носителям, с одной стороны, иметь надежную защиту от нововведений, а с другой, обеспечить неуязвимость своей позиции.

В исследованиях по инноватике выделен ряд типичных форм антиинновационного поведения[15].

На стадии обсуждения новшества стремление избежать его внедрения проявляется в высказывании аргументов типа: "Это у нас уже есть", "Это у нас не получится", "Это не решает наших главных проблем", "Это требует доработки", "Здесь не все равноценно", "Есть и другие предложения". Такого рода аргументы могут высказываться по-разному, но смысл их один: "Нас устраивает то, что есть".

На стадии внедрения новшеств сопротивление приобретает другие формы.

"Кусочное внедрение". В этом случае под видом этапности осваиваются только некоторые элементы.

"Вечный эксперимент". Если перед широким внедрением проводится стадия экспериментальной апробации новшества, эта стадия может продолжаться даже после того, как целесообразность нововведения доказана.

"Отчетное внедрение". Оно состоит в расхождении фактического уровня освоения новшества с представляемым к отчету. Степень искажения при этом бывает трудно выявить.

"Параллельное внедрение". Проявляется в том, что новое сосуществует со старым, хотя должно было вытеснить его.

В качестве основных причин сопротивления называют: неопределенность, ощущение потерь, убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут.

Неопределенность может быть следствием плохой информированности или же объективной трудности предвидеть возможные последствия. В предыдущем параграфе мы видели, что мотив безопасности, защищенности является важным для при выборе людьми способа своего поведения. Люди стремятся избегать возможных неудач, и в разной степени склонны к риску.

Хотя новшество может быть полезным для школы, люди, работающие в ней, могут полагать, что оно вредит их интересам. Независимо от того, соответствует ли это действительности или же такое мнение ошибочно, новшество не будет поддерживаться.

Сопротивление нововведениям нередко возникает из-за убеждения людей, что новшество не является необходимым для школы или даже противоречит ее интересам. Они могут думать, что оно не решит проблем, а только умножит их.

Рабочие группы, осуществляющие внедренческий проект, должны анализировать условия внедрения и предвосхищать возможное сопротивление со стороны своих коллег.

 

Дополнительная литература:

1. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

2. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1984.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.

4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002.

5. Скаткин М.Н. Об изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта. – М., 1967.

 

       
 
   
Опытно- экспериментальная работа в школе    
 

 

       
 
9.1. Понятия опытной работы и педагогического эксперимента 9.2. Направления опытно-экспериментальной работы в школе 9.3. Валидность эксперимента 9.4. Модели экспериментов 9.5. Программа эксперимента 9.6. Выбор темы эксперимента и обоснование ее актуальности 9.7. Постановка проблемы исследования, определение его объекта и предмета 9.8. Постановка целей и задач эксперимента 9.9. Разработка гипотезы 9.10. Планирование эксперимента 9.11. Мониторинг хода эксперимента, оценка и оформление его результатов
 
 

 


Не все новшества бывают настолько хорошо апробированными в других школах, что их можно внедрять без предварительной экспериментальной проверки. Кроме того, во многих "продвинутых" школах не только внедряют разработки и перенимают опыт других, но и ведут исследования и разработки самостоятельно или совместно с учеными, создавая новую практику образования. Традиционно это называют опытно-эксперимен-тальной работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: