Теория предельной полезности о товаре и его свойствах

 

Согласно теории предельной полезности, в основе меновой стоимости лежит предельная полезность.

Основное утверждение теории предельной полез­ности: цены товаров, экономических благ определяются предельными оценками их полезности индивидом. Эта оценка зависит от интенсивности потребностей индиви­да в данном благе и от его редкости. По мере удовлетворения потребностей степень насыщения растет, а величина конкретной полезности падает. Это значит, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее. При ограниченном запасе благ имеется экземпляр, который удовлетворяет наименее настоятельную потребность. Полезность последней единицы этого блага и есть предельная полезность. Предельная полезность непосредственно определяет субъективную оценку каждого блага человеком, а она, в свою очередь, определяет меновую пропорцию или цену. Таким образом, цена в конечном счете определяется предельной полезностью.

Основным недостатком изложенной теории является то, что, устанавливая зависимость цены товара от предель­ной полезности, австрийская школа не смогла избежать зависимости предельной полезности от цен. Поставив цель найти единицу измерения полезности, ее представители и их последователи не смогли решить проблему социально-экономической меры полезности. Практически полезность они измеряют либо денежными единицами, либо условны­ми, вымышленными, например ютилями.

 

Теория трудовой стоимости о товаре и его свойствах.

 

Согласно марксистскому варианту теории трудовой стоимости, товар есть продукт труда, произведенный для обмена, для продажи на рынке. Теория предельной полезности под товаром понимает экономическое благо (ограниченное, редкое), предназначенное для обмена. То есть товар — не обязательно продукт труда.

При поверхностном рассмотрении товар предстает как единство двух свойств. Он обладает:

1) способностью удовлетворять какие-либо челове­ческие потребности — производственные или личные;

2) способностью обмениваться на другие товары. Первое свойство получило название потребитель­ная стоимость, или полезность. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром. Для этого необходимо, чтобы, во-первых, она удовлетворяла потребности не самого производителя, а другого лица, т.е. она должна стать общественной потребительной стоимостью; во-вторых, она поступала в потребление через рынок. Пропорция, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода, называется ме­новой стоимостью. Что определяет пропорции обмена товаров? На этот вопрос имеется два ответа. Согласно теории трудовой стоимости в основе пропорций обмена лежитстоимость — воплощенный в товаре и овеществ­ленный в нем общественный труд товаропроизводите­лей. Таким образом, в действительности товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью, а меновая стоимость является лишь формой проявления стоимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: