Нарушения программирования высказывания у детей трех подгрупп

(% учащихся, допустивших ошибку)

  Первая подгруппа Вторая подгруппа Третья подгруппа
Пропуски фрагментов текста      
Перестановки фрагментов текста      
Инверсии порядка слов      
Пропуски предиката      
Пропуски подлежащего или дополнения      

 

По способности к построению предложения дети первой подгруппы также отстают от детей других подгрупп. Их пересказ характеризуют такие синтаксические особенности как короткая средняя длина предложения, большое количество простых предложений и наименьшее количество сложных, пропуск сказуемого. Соответствующие данные по трем подгруппам детей содержатся в таблице 7.

Таблица 7

Синтаксические характеристики связной речи (пересказа) детей трех подгрупп.

  Параметры. Первая подгруппа Вторая подгруппа Третья подгруппа
Среднее количество простых предложений 3,65 3,00 2,72
Среднее количество сложных предложений 1,30 1,55 1,44
Средняя длина предложения (в словах). 5,63 6,36 6,58

 

Лексические трудности при пересказе текста оказались наибольшими во второй подгруппе. Они выражались в усиленном использовании местоимений вместо знаменательных частей речи (ср. Т.В. Ахутина, 1998; Н.Н. Полонская,1999). Индекс прономинализации (отношение числа местоимений к числу существительных при пересказе) оказался во второй подгруппе самым большим и составил 0,7, тогда как в третьей – 0,6, в первой – 0,4.

Сведения о распространенности у детей нарушений фонематического анализа и синтеза, звукопроизношения содержатся в таблице 8. Дефекты звукопроизношения, общая смазанность речи, трудности различения слов паронимов также чаще встречались во второй подгруппе, чем у других школьников, что легко объясняется несформированностью процессов переработки слуховой информации, обнаруженной при нейропсихологическом анализе. Однако искажения слоговой структуры были наиболее характерны для учащихся первой подгруппы, что связано с трудностями серийной организации речи, отмечаемыми у этих детей.

У большинства детей третьей группы нарушения звукопроизношения отсутствовали.

Обнаруженные у них при пересказе нарушения цельности текста, склонность к построению длинных предложений и одновременно вербальные трудности характерны для лиц с недостаточностью функций переработки информации по правополушарному типу (Сахарный, 1989, Т.В. Ахутина,1998).

 

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: