Фонетико-фонематические нарушения у детей трех подгрупп

Вид нарушения. % от общего числа детей
Первая подгруппа Вторая Подгруппа Третья подгруппа
Дефект звукопроизношения на момент обследования      
Дефект звукопроизношения преодолен в школе      
Общая смазанность речи      
Трудности различения слов-паронимов      
Ошибки повторения серий слогов с оппозиционными согласными      
Нарушения фонематического анализа      
Нарушения фонематического синтеза      
Искажения слоговой структуры      

 

При сравнении результатов исследования фонематического анализа и синтеза (таблица 8) обнаружено, что в первой подгруппе эти нарушения наблюдались одинаково часто. У школьников второй подгруппы нарушения фонематического анализа встречались чаще, чем нарушения синтеза. В третьей подгруппе детей при одинаковой распространенности трудностей звукового анализа и синтеза, нарушения синтеза были более выраженными, чем в других подгруппах детей.

Особо остановимся на ошибках повторения серий слогов с оппозиционными согласными (например, жа-ша-жа). В этой комплексной пробе проверяется возможность переключения (страдает у детей первой подгруппы), возможность к фонематическому анализу (страдает у детей второй группы), возможность к удержанию порядка элементов (страдает у детей третьей группы), поэтому неслучайно дети всех трех групп делают в ней ошибки.

 

Таким образом, у детей трех подгрупп были обнаружены определенные сочетания специфических ошибок в письме и особенностей устной речи и других психических функций, которые объясняются предположенными на основе нейропсихологического анализа механизмами.

Остановимся дополнительно на[E&O1] оценке степени функциональной асимметрии у детей трех подгрупп. В ысокое среднее значение Кпр у детей первой подгруппы подтверждает предположение о том, что в основе нарушений письма, устной речи и невербальных психических функций у них лежат трудности программирования, регуляции и контроля деятельности, а не гностические унилатеральные нарушения. Выявленная у учащихся второй подгруппы невысокая степень праворукости еще раз подтвердила многочисленные данные о накоплении признаков левшества у детей с речевой патологией (В.И. Голод, Н.А. Полякова, О.Б. Иншакова и др.). У детей третьей подгруппы: выявлены невысокие средние значения Кпр и Кпу. Это согласуется с данными А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкой о том, что у лиц с правополушарными гностическими нарушениями часто обнаруживаются признаки моторного и сенсорного левшества.

Итак, комплексный анализ дисграфии у учащихся младших классов позволил обнаружить системную взаимосвязь имеющихся у детей специфических ошибок письма и особенностей вербальных и невербальных психических функций. Среди детей с дисграфией выделены три подгруппы школьников. В первой подгруппе учащихся механизм нарушений письма, устной речи и других психических функций определялся трудностями программирования, регуляции и контроля деятельности; во второй подгруппе -- трудностями приема, переработки и хранения информации по левополушарному типу; в третьей подгруппе -- трудностями приема переработки и хранения информации по правополушарному типу.

 

Литература

Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 70.

Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов. – М., 1998.

Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб., 2001.

Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. №3, 1997.

Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М.: «Медицина», 1997. – 280 с.

Винарская Е.Н., Лепская Н.И. Звуковые нарушения артикулированной речи при эфферентной моторной афазии // Исследования по речевой информации. Вып 2. – М., 1968.

Голод В.И. Особенности функциональной асимметрия мозга у детей школьного возраста с недоразвитием речи. Дефектология. 1983, № 5, с. 22-27

Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей. Дисс... канд. пед. наук. – М., 1995.

Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореф. дис. канд. психол. наук. -- М., 1980.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.

Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.

Леворукость у детей и подростков. / Под ред. Г.Н. Сердюковой и А.П. Чуприкова. -- М., 1987.

Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. -- М., 1950.

Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. / Сост.: Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов, Л.И. Московичюте, В.И. Голод и др. -- М., 1988.

Полонская Н.Н. Применение нейропсихологического метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи. // Школа здоровья. №2, 1999.

Полякова Н.А. Формирование доминантности полушарий у учеников 1 класса с тяжелыми нарушениями речи// Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. Л.:ЛГПИ им. А.И,Герцена, 1990, 33-34

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. – Л., 1989

Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития. // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М, 2001.

Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. -- М., 1978.

Спирова Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с ОНР // Основы теории и практики логопедии. -- М., 1968.

Сумченко Г.М. Сопоставление ошибок при повторении и записи согласных у больных с афазией. // Расстройства слуха и речи. – М., 1974.

Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969.

Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997.

Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития ВПФ у младших школьников: разработка критериев оценки. Дисс. канд. псих. н. -- М., 1998.

Satz P. Taylor H.G., Friel J. & Fletcher J.M. Some developmental and predictive precursors of reading disabilities: A six year follow-up. In A.L. Benton & D. Pearl (Eds.), Dislexia: an appraisal of current knowledge. -- New York: Oxford University Press, 1978.

[E&O1]Спросить у Т,В, кто еще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: