Лексемы языка Паскаль

 

Лексема – это минимальная конструкция языка, состоящая из символов алфавита, имеющая смысловое значение. Рассмотрим следующие виды лексем.

1. Слова. Их можно подразделить на зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл. Всего зарезервированных слов около шестидесяти (например, program, begin, end).

Стандартные идентификаторы служат для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций. (Sin, Ln).

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных программистом.

Существуют общие правила написания идентификаторов [1]:

Ÿ идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания;

Ÿ идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы недопустимы);

Ÿ между двумя идентификаторами должен быть хотя бы один пробел;

Ÿ максимальная длина идентификатора 127 символов, все они значимы.

Паскаль не различает идентификаторы, написанные прописными и строчными символами. Например, SUM2, BL_6 – правильные идентификаторы; 1KL – ошибка, идентификатор должен начинаться с цифры; NOMER.DOMA – ошибка, идентификатор содержит точку.

2. Константы – это элементы данных, значения которых известны заранее и в процессе выполнения программы не изменяются. Различают такие виды констант, как литералы, именованные и типизированные константы.

К константам-литералам относятся:

Ÿ десятичные числа (например, 69, -619, 21.14 и т. п.);

Ÿ целые шестнадцатеричные числа, которые начинаются со знака $. Например, $B, $3A и т.п.;

Ÿ логические (или булевские) константы – принимают 2 значения: True и False;

Ÿ символьные константы, например, ‘A’, ‘45’, ‘?’ и т.п.;

Ÿ строковые константы, например, ‘FFF’, ‘DOM’, ‘BOX’ и т.п.

Именованная константа – это идентификатор, которому должно быть присвоено значение. Такие константы должны быть описаны в разделе описания констант программы. В Паскале для описания констант используется зарезервированное слово Const.

Формат

Const <идентификатор> = <значение константы>;

Пример

Const Max = 1000;Arg = -54.69; C = ‘GRUPPA’;

В таблице 1 представлен ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения.

 

Таблица 1 – Зарезервированные константы

Идентификатор Тип Значение Описание
Pi Real (вещественный) 3,141592.. Число «пи»
True Boolean (булевский) True Истина
False Boolean (булевский) False Ложь
Maxint Integer (целочисленный)   Максимальное целое число

Типизированная константа – это константа, для которой указывается не только значение, но и тип. Типизированной константе можно присваивать только те значения, которые определяются данным типом. Например,

Const GR: INTEGER = 2005;

где INTEGER – целочисленный тип.

3. Переменная – это именованный элемент, который может изменять свое значение в процессе выполнения программы.

Каждая переменная характеризуется именем, которое является идентификатором, и типом.

Тип констант автоматически распознается компилятором Паскаля без предварительного описания.

Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Для описания переменных предназначено зарезервированное слово Var.

Формат

Var <идентификатор>: <тип>;

Пример

Var C: integer;

J:Char;

A, B:Real;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: