Кто не умеет говорить

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (теоретическая часть)

1.​ Русский язык среди языков мира. (ОРЛОВА)

2.​ Культура языка и культура речи. Современная языковая ситуация в России. (Степура)

3.​ Предыстория и история культуры речи как науки.(Лопатина)+ОРЛОВА

4.​ Современная концепция КР. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи. Уровни владения языком и типы речевой культуры.(Камнева)

5.​ Русский литературный язык в системе национального языка. Внелитературные формы языка. (Прекина)

6.​ Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Динамичность и изменчивость норм.(Грибановская)

7.​ Норма и вариантность. Норма и кодификация. Словари современного литературного языка.(ОРЛОВА)+ Коновалова

8.​ Формы и разновидности речи. Виды речевой деятельности. Правила эффективного слушания. (Дахно) + ОРЛОВА

9.​ Социальный характер общения. Язык как средство социального взаимодействия. (Давыдов)

10.​ Речевое событие. Речевая ситуация и её компоненты. (Разводова)

11.​ Функциональный стиль. Стилистическая норма. (Давыдов)

12.​ Функциональные стили русской речи. Межстилевое взаимодействие в современной языковой ситуации. (Чупилко)

13.​ Культура межличностных коммуникаций. Условия успешности коммуникации. Постулаты Г. Грайса. Правила речевого поведения Р. Лакофф. Максимы вежливости Дж. Лича. (Чупилко)+ОРЛОВА

14.​ Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Роль внеязыковых факторов. (Самситдинова)

15.​ Устное деловое общение: общие правила. (Видякин)

16.​ Жанры устного делового общения. Деловая беседа. Презентация. Переговоры. (Видякин)+ОРЛОВА

17.​ Язык служебных бумаг (стилистические нормы, языковые формулы). Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

18.​ Правила оформления документов разных жанров (жанровые нормы). Распорядительные документы. Коммерческая корреспонденция.(Евдокимова)

19.​ Реклама в деловой речи. (Кадыров)

20.​ Коммуникация в сфере науки. Стилевые черты научной речи и средства их создания (специфика использования элементов различных языковых уровней). Речевые формы (жанры) учебной и научной деятельности.(Дахно)

21.​ Логическая схема и композиция научного текста.(Оганисян)

22.​ Аннотирование и реферирование как виды речевой деятельности в научной и деловой сферах.(Оганисян)

23.​ Коммуникация в сфере СМИ. Стилевые черты языка средств массовой коммуникации и отбор языковых средств. Жанровая дифференциация в публицистическом стиле.(Покрашенко)

24.​ Информативная и воздействующая функция СМИ, их реализация в текстах разных жанров.(Покрашенко)

25.​ Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.(Савенок)

26.​ Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.(Доронкина)

27.​ Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.(Доронкина)

28.​ Язык художественной литературы (художественный стиль). Понятие идиостиля.

29.​ Церковно-религиозный стиль.

30.​ Русский речевой этикет.

 

Второй вопрос: стилистический анализ текста. План анализа

1.​ Опишите текст в аспекте экстралингвистических факторов: форма общественного сознания, сфера общения и вид общественной деятельности, функция языка, цели говорящего и т.д.

1.​ Установите функционально-стилевую и жанровую принадлежность текста. Опишите речевую системность стиля: назовите стилевые черты и разноуровневые средства их создания.

1.​ Подробно прокомментируйте стилеобразующие (стилистические) средства лексико-фразеологического уровня. Выделите среди них стилистически окрашенные и не окрашенные единицы. Охарактеризуйте стилистические приемы и изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте.

1.​ Выражено ли в тексте авторское «я»? Присутствуют ли авторские оценки? Если да, то назовите средства их выражения.

1.​ Можно ли говорить об особенностях данного текста, обусловленных индивидуальным стилем автора?

1.​ Выделите смысловую доминанту и доминирующую эмоцию (для художественного и публицистического текста).

 

 

Французский исследователь Э. Бенвенист отмечал:

«Язык – это то, что соединяет людей в единое целое, это основа тех

отношений, которые, в свою очередь, лежат в основе общества».

 

«Границы моего языка означают границы моего мира», – писал философ Л. Витгенштейн. «Какова у людей жизнь, такова и речь»,- гласит античная пословица.

 

Труднее всего – начало, именно первая фраза.

Она, как в музыке, дает тон всему произведению.

М.Горький

 

Кто не умеет говорить,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: