ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (теоретическая часть)
1. Русский язык среди языков мира. (ОРЛОВА)
2. Культура языка и культура речи. Современная языковая ситуация в России. (Степура)
3. Предыстория и история культуры речи как науки.(Лопатина)+ОРЛОВА
4. Современная концепция КР. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи. Уровни владения языком и типы речевой культуры.(Камнева)
5. Русский литературный язык в системе национального языка. Внелитературные формы языка. (Прекина)
6. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Динамичность и изменчивость норм.(Грибановская)
7. Норма и вариантность. Норма и кодификация. Словари современного литературного языка.(ОРЛОВА)+ Коновалова
8. Формы и разновидности речи. Виды речевой деятельности. Правила эффективного слушания. (Дахно) + ОРЛОВА
9. Социальный характер общения. Язык как средство социального взаимодействия. (Давыдов)
10. Речевое событие. Речевая ситуация и её компоненты. (Разводова)
|
|
11. Функциональный стиль. Стилистическая норма. (Давыдов)
12. Функциональные стили русской речи. Межстилевое взаимодействие в современной языковой ситуации. (Чупилко)
13. Культура межличностных коммуникаций. Условия успешности коммуникации. Постулаты Г. Грайса. Правила речевого поведения Р. Лакофф. Максимы вежливости Дж. Лича. (Чупилко)+ОРЛОВА
14. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Роль внеязыковых факторов. (Самситдинова)
15. Устное деловое общение: общие правила. (Видякин)
16. Жанры устного делового общения. Деловая беседа. Презентация. Переговоры. (Видякин)+ОРЛОВА
17. Язык служебных бумаг (стилистические нормы, языковые формулы). Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
18. Правила оформления документов разных жанров (жанровые нормы). Распорядительные документы. Коммерческая корреспонденция.(Евдокимова)
19. Реклама в деловой речи. (Кадыров)
20. Коммуникация в сфере науки. Стилевые черты научной речи и средства их создания (специфика использования элементов различных языковых уровней). Речевые формы (жанры) учебной и научной деятельности.(Дахно)
21. Логическая схема и композиция научного текста.(Оганисян)
22. Аннотирование и реферирование как виды речевой деятельности в научной и деловой сферах.(Оганисян)
23. Коммуникация в сфере СМИ. Стилевые черты языка средств массовой коммуникации и отбор языковых средств. Жанровая дифференциация в публицистическом стиле.(Покрашенко)
24. Информативная и воздействующая функция СМИ, их реализация в текстах разных жанров.(Покрашенко)
|
|
25. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.(Савенок)
26. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.(Доронкина)
27. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.(Доронкина)
28. Язык художественной литературы (художественный стиль). Понятие идиостиля.
29. Церковно-религиозный стиль.
30. Русский речевой этикет.
Второй вопрос: стилистический анализ текста. План анализа
1. Опишите текст в аспекте экстралингвистических факторов: форма общественного сознания, сфера общения и вид общественной деятельности, функция языка, цели говорящего и т.д.
1. Установите функционально-стилевую и жанровую принадлежность текста. Опишите речевую системность стиля: назовите стилевые черты и разноуровневые средства их создания.
1. Подробно прокомментируйте стилеобразующие (стилистические) средства лексико-фразеологического уровня. Выделите среди них стилистически окрашенные и не окрашенные единицы. Охарактеризуйте стилистические приемы и изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте.
1. Выражено ли в тексте авторское «я»? Присутствуют ли авторские оценки? Если да, то назовите средства их выражения.
1. Можно ли говорить об особенностях данного текста, обусловленных индивидуальным стилем автора?
1. Выделите смысловую доминанту и доминирующую эмоцию (для художественного и публицистического текста).
Французский исследователь Э. Бенвенист отмечал:
«Язык – это то, что соединяет людей в единое целое, это основа тех
отношений, которые, в свою очередь, лежат в основе общества».
«Границы моего языка означают границы моего мира», – писал философ Л. Витгенштейн. «Какова у людей жизнь, такова и речь»,- гласит античная пословица.
Труднее всего – начало, именно первая фраза.
Она, как в музыке, дает тон всему произведению.
М.Горький
Кто не умеет говорить,