Университеты и другие высшие школы

 

В XIX в. на Западе происходили рост и перестройка высшего образования. В ряде стран заметно увеличилось число студентов университетов. Так, в университетах Германии численность студентов в 1875 г. составляла 16 тыс., а в 1895 г. — 28 тыс. Подобная динамика отмечалась и во Франции: 10 тыс. в 1837 г., 40 тыс. — в 1914 г.

Важные процессы обозначились в эволюции содержания и организации высшего образования. В Англии к 1870-м гг. уставы Оксфорда и Кембриджа были изменены таким образом, что стало возможным привлекать к преподаванию больше светских профессоров. В этих университетах возросло число выпускных специальностей за счет естественных наук, лингвистики, истории. С 1871 г. были отменены конфессиональные ограничения для студентов: для обучения стали приниматься не только протестанты, но и католики, представители других конфессий. Параллельно с реформами традиционных университетов в индустриальных городах создавались новые колледжи высшего образования. Первым подобным учреждением был Овенс колледж (основан в 1851 г.). В этих учебных заведениях вводилась иная организация обучения. Большинство студентов являлись вольнослушателями. Среди них были учителя, женщины, представители различных профессий. Лишь меньшая часть студентов заканчивала полный курс обучения. Помимо традиционных специальностей в новых колледжах можно было получить образование по другим дисциплинам. В итоге в Великобритании образовалась довольно четкая иерархия высших учебных заведений: Оксфорд и Кембридж как образцы и остальные колледжи. Особняком стоял Лондонский университет с системой экзаменов, где знания студентов оценивали не состоявшие в штате преподаватели.

Новая модель высшего образования была предложена Берлинским университетом (1809 г.). В иерархии факультетов главное место занял философский, где изучался комплекс гуманитарных наук (история, филология и пр.). Заметно изменены были программы медицинского, юридического и теологического факультетов. Акцентированное внимание уделялось самостоятельной работе студентов (семинары, практика, лабораторные исследования и пр.). Берлинская модель получила распространение в ряде стран, в том числе в России и США.

Во Франции государственные университеты превратились в закрытые профессиональные школы. Помимо созданных в 1896 г. из разрозненных факультетов 16 университетов, открылись высшие институты, где стали готовить инженеров и технических специалистов. Спектр учреждений высшего образования увеличивается. В их систему к началу XX в. вошли университеты, высшие институты, инженерные школы, несколько частных и муниципальных высших учебных заведений (Парижская школа физики и химии, высшие школы коммерции и др.).

 

Глава 4. Школа и педагогика России XIX в.

 

Общий взгляд

 

Развитие школы и педагогики России в XIX столетии вступает в важный этап. Формируется национальная секуляризированная система образования, педагогическая мысль, которые должны были отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Основным препятствием развития школы и педагогики в таком направлении являлись самодержавный режим, крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания. Самодержавие плохо уживалось с просвещением, хотя и не могло без него обойтись. Царизм искал способы содействовать прогрессу в образовании в виде подготовки научно-технических специалистов и одновременно пытался избежать непременных спутников такого прогресса — светского гражданского мышления, вольнодумства.

Эволюция школы и педагогики в первой половине века происходила в условиях нараставшего общественного кризиса. Система государственного образования отразила этот кризис, сохранив традиции сословности, стоявшие на пути движения общества. Школа продвинулось вперед скорее в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Но основная масса народа оставалась бесправной, находилась вне этой культуры, живя в нужде, без сколько-нибудь систематического образования. Глубину подобного противоречия осознали декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.

С 1830-х гг. происходит оформление новой социальной группы — разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества, в том числе образования и воспитания. К 1860-х гг. находится и слово для характеристики этой группы — интеллигенция.

В 1830-1850-х гг. в сфере образования и педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна была проявлением официальной политики, пронизанной идеями авторитарности, национализма, клерикализма, другая отразила демократические устремления общества.

Наиболее значимые события в развитии школы и педагогической мысли России Нового времени пришлись на вторую половину XIX столетия — эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. Это была пора расцвета национальной русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. В этот период правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы.

На российской почве произрастали те же педагогические идеи, что и в Западной Европе Нового времени, — национальное и общечеловеческое воспитание и образование, научность обучения и воспитания, переход от классической к современной школе. Эти идеи получили специфическую направленность из-за особых условий российской жизни. Так, продолжалась выработка идей народности школы и педагогики, которые оказались в центре внимания общественной мысли. В обществе широко распространяется взгляд на просвещение как способ изменения существовавших условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Одновременно изучение характера, быта, потребностей народных низов рассматривалось как необходимое условие выработки принципов воспитания и обучения.

Показателем роста интереса к воспитанию и образованию было формирование педагогической журналистики, создание научных педагогических центров. В конце 1850 — начале 1860-х гг. появилось несколько специальных педагогических журналов, возникли Санкт-Петербургское педагогическое собрание (общество) (1859 г.), Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе (1861 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: