Тема: Возрастные особенности детей.
Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
|
|
Возрастные периоды
- младенческий возраст - 0-1 год жизни
- ранний возраст – от 1 года до 3 лет
- дошкольный возраст - 3-6лет
- младший школьный возраст – 6-11 лет
- средний школьный возраст – 12-15 лет
- старший школьный возраст – 16-18 лет
Младенческий возраст (0-1 год).
Ведущая деятельность - непосредственное эмоциональное общение.
Формируются ориентировочные действия, ощущения и восприятие.
Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов.
Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом.
В словаре ребенка появляются первые слова.
Формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.