Новорожденность

Переход из укрывающей и питающей плод среды материнского организма в гораздо менее надежную и даже суровую внешнюю среду происходит в процессе родов. Новорожденные теперь сами должны дышать и сообщать о своих потребностях внешнему миру, который может и не откликнуться на сигналы малыша. Роды остаются событием, вызывающим сильный стресс. Тем не менее доношенные дети оснащены всем необходимым для того, чтобы благополучно пережить это событие.

В последние минуты родов организм младенца вырабатывает большое количество адреналина и норадреналина – гормонов стресса. Резкий выброс адреналина компенсирует кислородную недостаточность и подготавливает новорожденного к дыханию через легкие. Почти в то же мгновение, как младенец оказывается в ярко освещенной, шумной и относительно холодной родильной палате, раздается его первый крик. Первые вдохи даются младенцу с трудом, так как жидкость, заполнявшая легкие, должна быть исторгнута, и миллионы микроскопических альвеол должны заполниться воздухом. Однако уже через несколько минут у большинства новорожденных устанавливается регулярное дыхание, сопровождаемое, как правило, сильным криком.

Не все новорожденные наделены от природы одинаковым запасом жизненных сил, необходимым для приспособления к резким переменам, связанным с родами, поэтому очень важно выявить слабые места как можно раньше. В последние годы в этом направлении удалось достичь значительных успехов. В 1953 г. Вирджиния Апгар разработала стандартную оценочную шкалу, позволяющую быстро определять состояние здоровья новорожденных (таблица 1). Оценка прово-дится через 1 минуту после рождения и повторяется через 5 минут. Измеряется пульс и оценива-ются характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, фиксируется окраска кожи. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по шкале Апгар, равняется 10, а оценка в 7 и более баллов считается нормальной. Оценка ниже семи баллов говорит о том, что те или иные системы организма ребенка еще не функционируют полностью и он нуждается в повышенном внимании и постоянном наблюдении. При оценке ниже четырех баллов необходимо немедленное подключение к системам жизнеобеспечения.

Таблица 1. Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных

Признак Оценка признаков в баллах
     
Сердцебиение Отсутствует Частота меньше 100 уд/мин Частота больше 100 уд/мин
Дыхание Отсутствует Медленное, нерегулярное Громкий крик
Мышечный тонус Вялый Некоторая степень сгибания Активные движения
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Слабо выражена (гримаса) Хорошо выражена (крик)
Окраска кожи Синюшная или бледная Розовая окраска тела и синюшная – конечностей Розовая

В среднем вес доношенного новорожденного составляет от 2,5 до 4,3 кг, а рост – от 48 до
56 см. Кожа младенца может быть покрыта гладким творожистым слоем – vernix casosa, образующимся во время фетального периода для защиты кожи плода. Кожа младенца также может быть покрыта тонкими волосками, которые выпадают в течение первого месяца. Несмотря на внешнюю беспомощность, доношенные новорожденные – жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни, перешедшие от полной материнской зависимости к независимому самостоятельному существованию. В течение этого первого месяца приспособления к новым условиям малыша называют новорожденным.

Новорожденность – возрастной период (4–6 недель после рождения), во время которого происходит первичное приспособление индивида к жизни вне утробы матери.

Уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга или образования эмоциональной связи. Бондинг – образование привязанности. Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается у материнской груди. Многие новорожденные почти сразу находят грудь матери и начинают сосать, периодически останавливаясь, чтобы сориентироваться. Физические реакции ребенка запускают важные физиологические процессы в организме матери. Когда младенец обли-зывает или сосет материнский сосок, это вызывает увеличение секреции пролактина – гормона, стимулирующего образование и секрецию материнского молока, и окситоцина – другого гормона, вызывающего сокращение матки и уменьшающего кровотечение. Младенцу полезно раннее на-чало кормления грудью. Хотя молока в груди матери еще нет, вместо него выделяется водянистая субстанция, называемая молозиво. Она, по-видимому, способствует очищению пищеварительной системы младенца. Некоторые психологи считают, что ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей.

Период новорожденности – первый кризисный период развития ребенка. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действия другие виды физио-логической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Человеческое дитя “вооружено” от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. Если главные действия и поведенческие реакции, необходимые каждому виду животных, “записаны” в их мозге и появляются сами собой или по мере созревания организма (изменяясь под влиянием окружающих условий), то мозг новорожденного человека содержит ограниченное число “записей” готовых действий. В момент своего рождения у ребенка нет ни единой сложившейся формы поведения, все складывается при жизни. В этом заключается биоло-гическая сущность беспомощности. Потеря инстинктивных форм поведения – чрезвычайное благо, расширившее возможности развития. Человеческие действия ребенок усваивает (присваивает) уже при жизни.

Сначала жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные рефлексы – психологические механизмы регуляции пищевой, оборонительной, ориентировочной активности ребенка. Среди них выделяют рудиментарные рефлексы – врожденные рефлексы, которые угасают в период новорожденности и младенчества (таблица 2).

Таблица 2. Рефлексы новорожденного

Название рефлекса Описание Время исчезновения
Рефлекс Моро Ребенка резко опускают или поднимают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвра-щаются в исходное положение, а пальцы вновь сжимаются в кулачки Обычно после 4-го месяца
Шейно-тонический рефлекс Голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика Обычно после 4-го месяца
Рефлекс шагания Ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоордини-рованную ходьбу После 2-го или 3-го месяца
Рефлекс опоры Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, а он пытается встать на него После 2-го месяца
Хватательный рефлекс кисти К ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче Обычно после 5-го месяца
Рефлекс Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза После 4-го месяца
Рефлекс Бабинского Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев После 6-го месяца
Плавательный рефлекс Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз После 3-го или 4-го месяца
Рефлекс «с глаз на шею» Если держать ребенка вертикально, не придер-живая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад После 6-го месяца

Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми) и на их основе осуществляется психическое развитие.

Развитие зрения и слуха происходит быстрее, чем развитие телесных движений. На протя-жении первых недель и месяцев жизни ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности, на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек, головы; прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом сосредоточении. Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражения происходят на основе созревания нервной системы ребенка и, в первую очередь, головного мозга.

Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. Количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого, но эти клетки недостаточно развиты. В течение первых же дней жизни начинается быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются миелиновыми оболочками нервные волокна. Особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза.

Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенком впечатлений из внешнего мира, без которых созревание мозга невозможно. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствие внешних впечатлений) его развитие резко замедляется.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого состояния начинают выделяться периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер. Новорожденный ребенок, хотя и отделился от матери, физически, физиологически он еще связан с ней. Все условия жизни ребенка социально опосредованы, ни одной своей потребности он не может выполнить самостоятельно: его кормят, купают, перемещают в пространстве, общаются с ним. Такая полная зависимость от взрослого человека составляет специфику социальной ситуации развития новорожденного ребенка.

Как указывал Д.Б. Эльконин, в период новорожденности ребенка вообще нельзя рассматри-вать отдельно от взрослого, поскольку ребенок еще не обладает никакими способами взаимо-действия со взрослым. Кроме того, Д.Б. Эльконин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорожденности остается спорным. Существуют три точки зрения.

1. Согласно рефлексологической точки зрения этот период кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го – начало 2-го месяца).

2. Физиологическая точка зрения базируется на предположении, что этот период кончается тогда, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, то есть с момента установления равновесия обмена со средой.

3. Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие со взрослым (1,6–2,0 месяца).

Первичными формами такого взаимодействия служат специфические выразительные движения ребенка, которые для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить какие-то действия по отношению к ребенку, и таким первым выразительным движением считается появление у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Д.Б. Эльконин считал, что единство со взрослым представляет для ребенка ситуацию максимального комфорта. Сигнал о некомфортности вызывает соответствующие действия у взрослого. Причем сигналы могут подаваться как в связи с отсутствием комфорта, так и его наличием. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние “блаженства” – он улыбается. Улыбка составляет центр комплекса оживления. Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция ребенка по отношению к взрослому. При этом ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально. Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления как первый специфический поведенческий акт ребенка становится определяющим для всего последующего его психического развития.

Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что комплекс оживления – первый акт общения ребенка со взрослым. И лишь затем (к 4 месяцам) у младенца возникает реакция на новое. Она выступает предпосылкой всей манипулятивной деятельности ребенка.

Позиция Д.Б. Эльконина относительно содержания и значения комплекса оживления не явля-ется единственной. Так, В.С. Мухина считает, что комплекс оживления, проявляющийся в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки, есть выражение появившейся потребности в общении со взрослым. Это уже попытка воздействовать на взрослого, первая социальная потребность ребенка.

Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.

Практически все отечественные психологи сходятся на том, что улыбка на лице ребенка является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6–2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.

Д.Б. Эльконин особо подчеркивал, что то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: