Переход из укрывающей и питающей плод среды материнского организма в гораздо менее надежную и даже суровую внешнюю среду происходит в процессе родов. Новорожденные теперь сами должны дышать и сообщать о своих потребностях внешнему миру, который может и не откликнуться на сигналы малыша. Роды остаются событием, вызывающим сильный стресс. Тем не менее доношенные дети оснащены всем необходимым для того, чтобы благополучно пережить это событие.
В последние минуты родов организм младенца вырабатывает большое количество адреналина и норадреналина – гормонов стресса. Резкий выброс адреналина компенсирует кислородную недостаточность и подготавливает новорожденного к дыханию через легкие. Почти в то же мгновение, как младенец оказывается в ярко освещенной, шумной и относительно холодной родильной палате, раздается его первый крик. Первые вдохи даются младенцу с трудом, так как жидкость, заполнявшая легкие, должна быть исторгнута, и миллионы микроскопических альвеол должны заполниться воздухом. Однако уже через несколько минут у большинства новорожденных устанавливается регулярное дыхание, сопровождаемое, как правило, сильным криком.
|
|
Не все новорожденные наделены от природы одинаковым запасом жизненных сил, необходимым для приспособления к резким переменам, связанным с родами, поэтому очень важно выявить слабые места как можно раньше. В последние годы в этом направлении удалось достичь значительных успехов. В 1953 г. Вирджиния Апгар разработала стандартную оценочную шкалу, позволяющую быстро определять состояние здоровья новорожденных (таблица 1). Оценка прово-дится через 1 минуту после рождения и повторяется через 5 минут. Измеряется пульс и оценива-ются характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, фиксируется окраска кожи. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по шкале Апгар, равняется 10, а оценка в 7 и более баллов считается нормальной. Оценка ниже семи баллов говорит о том, что те или иные системы организма ребенка еще не функционируют полностью и он нуждается в повышенном внимании и постоянном наблюдении. При оценке ниже четырех баллов необходимо немедленное подключение к системам жизнеобеспечения.
Таблица 1. Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
Признак | Оценка признаков в баллах | ||
Сердцебиение | Отсутствует | Частота меньше 100 уд/мин | Частота больше 100 уд/мин |
Дыхание | Отсутствует | Медленное, нерегулярное | Громкий крик |
Мышечный тонус | Вялый | Некоторая степень сгибания | Активные движения |
Рефлекторная возбудимость | Отсутствует | Слабо выражена (гримаса) | Хорошо выражена (крик) |
Окраска кожи | Синюшная или бледная | Розовая окраска тела и синюшная – конечностей | Розовая |
В среднем вес доношенного новорожденного составляет от 2,5 до 4,3 кг, а рост – от 48 до
56 см. Кожа младенца может быть покрыта гладким творожистым слоем – vernix casosa, образующимся во время фетального периода для защиты кожи плода. Кожа младенца также может быть покрыта тонкими волосками, которые выпадают в течение первого месяца. Несмотря на внешнюю беспомощность, доношенные новорожденные – жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни, перешедшие от полной материнской зависимости к независимому самостоятельному существованию. В течение этого первого месяца приспособления к новым условиям малыша называют новорожденным.
|
|
Новорожденность – возрастной период (4–6 недель после рождения), во время которого происходит первичное приспособление индивида к жизни вне утробы матери.
Уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга или образования эмоциональной связи. Бондинг – образование привязанности. Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается у материнской груди. Многие новорожденные почти сразу находят грудь матери и начинают сосать, периодически останавливаясь, чтобы сориентироваться. Физические реакции ребенка запускают важные физиологические процессы в организме матери. Когда младенец обли-зывает или сосет материнский сосок, это вызывает увеличение секреции пролактина – гормона, стимулирующего образование и секрецию материнского молока, и окситоцина – другого гормона, вызывающего сокращение матки и уменьшающего кровотечение. Младенцу полезно раннее на-чало кормления грудью. Хотя молока в груди матери еще нет, вместо него выделяется водянистая субстанция, называемая молозиво. Она, по-видимому, способствует очищению пищеварительной системы младенца. Некоторые психологи считают, что ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей.
Период новорожденности – первый кризисный период развития ребенка. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действия другие виды физио-логической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.
Человеческое дитя “вооружено” от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. Если главные действия и поведенческие реакции, необходимые каждому виду животных, “записаны” в их мозге и появляются сами собой или по мере созревания организма (изменяясь под влиянием окружающих условий), то мозг новорожденного человека содержит ограниченное число “записей” готовых действий. В момент своего рождения у ребенка нет ни единой сложившейся формы поведения, все складывается при жизни. В этом заключается биоло-гическая сущность беспомощности. Потеря инстинктивных форм поведения – чрезвычайное благо, расширившее возможности развития. Человеческие действия ребенок усваивает (присваивает) уже при жизни.
Сначала жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные рефлексы – психологические механизмы регуляции пищевой, оборонительной, ориентировочной активности ребенка. Среди них выделяют рудиментарные рефлексы – врожденные рефлексы, которые угасают в период новорожденности и младенчества (таблица 2).
|
|
Таблица 2. Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Ребенка резко опускают или поднимают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвра-щаются в исходное положение, а пальцы вновь сжимаются в кулачки | Обычно после 4-го месяца |
Шейно-тонический рефлекс | Голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика | Обычно после 4-го месяца |
Рефлекс шагания | Ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоордини-рованную ходьбу | После 2-го или 3-го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, а он пытается встать на него | После 2-го месяца |
Хватательный рефлекс кисти | К ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче | Обычно после 5-го месяца |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза | После 4-го месяца |
Рефлекс Бабинского | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев | После 6-го месяца |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз | После 3-го или 4-го месяца |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, не придер-живая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад | После 6-го месяца |
Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми) и на их основе осуществляется психическое развитие.
|
|
Развитие зрения и слуха происходит быстрее, чем развитие телесных движений. На протя-жении первых недель и месяцев жизни ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности, на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек, головы; прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом сосредоточении. Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражения происходят на основе созревания нервной системы ребенка и, в первую очередь, головного мозга.
Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. Количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого, но эти клетки недостаточно развиты. В течение первых же дней жизни начинается быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются миелиновыми оболочками нервные волокна. Особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза.
Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенком впечатлений из внешнего мира, без которых созревание мозга невозможно. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствие внешних впечатлений) его развитие резко замедляется.
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого состояния начинают выделяться периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер. Новорожденный ребенок, хотя и отделился от матери, физически, физиологически он еще связан с ней. Все условия жизни ребенка социально опосредованы, ни одной своей потребности он не может выполнить самостоятельно: его кормят, купают, перемещают в пространстве, общаются с ним. Такая полная зависимость от взрослого человека составляет специфику социальной ситуации развития новорожденного ребенка.
Как указывал Д.Б. Эльконин, в период новорожденности ребенка вообще нельзя рассматри-вать отдельно от взрослого, поскольку ребенок еще не обладает никакими способами взаимо-действия со взрослым. Кроме того, Д.Б. Эльконин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорожденности остается спорным. Существуют три точки зрения.
1. Согласно рефлексологической точки зрения этот период кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го – начало 2-го месяца).
2. Физиологическая точка зрения базируется на предположении, что этот период кончается тогда, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, то есть с момента установления равновесия обмена со средой.
3. Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие со взрослым (1,6–2,0 месяца).
Первичными формами такого взаимодействия служат специфические выразительные движения ребенка, которые для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить какие-то действия по отношению к ребенку, и таким первым выразительным движением считается появление у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Д.Б. Эльконин считал, что единство со взрослым представляет для ребенка ситуацию максимального комфорта. Сигнал о некомфортности вызывает соответствующие действия у взрослого. Причем сигналы могут подаваться как в связи с отсутствием комфорта, так и его наличием. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние “блаженства” – он улыбается. Улыбка составляет центр комплекса оживления. Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция ребенка по отношению к взрослому. При этом ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально. Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления как первый специфический поведенческий акт ребенка становится определяющим для всего последующего его психического развития.
Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что комплекс оживления – первый акт общения ребенка со взрослым. И лишь затем (к 4 месяцам) у младенца возникает реакция на новое. Она выступает предпосылкой всей манипулятивной деятельности ребенка.
Позиция Д.Б. Эльконина относительно содержания и значения комплекса оживления не явля-ется единственной. Так, В.С. Мухина считает, что комплекс оживления, проявляющийся в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки, есть выражение появившейся потребности в общении со взрослым. Это уже попытка воздействовать на взрослого, первая социальная потребность ребенка.
Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.
Практически все отечественные психологи сходятся на том, что улыбка на лице ребенка является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6–2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.
Д.Б. Эльконин особо подчеркивал, что то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде.