Методика ознакомления детей с некоторыми общепринятыми единицами измерения

 

 

Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром

 

Предварительная работа

 

Обучение измерению длины условными мерками подготавливает детей к знакомству с общепринятыми мерами, названия которых они слышали от взрослых.

 

Методика ознакомления с метром

 

I. Экскурсия в магазин тканей:

 

· наблюдение за действиями продавца;

 

· рассматривание линейки длиной 1 метр;

 

· объяснение, что «метр» -- это название этого инструмента, потому что его длина 1 метр;

 

· специальная демонстрация способа измерения ткани метром;

 

· сравнение ширины разной ткани с метром на глаз и проверка линейкой (ширина ситца меньше метра, ширина шерсти больше метра);

 

· покупка ткани, тесьмы, ленты (2 м, 3 м,...).

 

II. Беседа на занятии:

 

· Что видели в магазине?

 

· Что и когда покупали со взрослыми?

 

· Где еще применяется измерение с помощью метра?

 

· Зачем нужна одинаковая для всех мерка -- метр? Рассматривание линейки-метра:

 

· Как называется эта мерка?

 

· Почему?

 

· Людям каких профессий она нужна?

 

III. Практическая деятельность:

 

обследование метровой линейки, сравнение ее длины с расстоянием между разведенными руками, с ростом детей;

 

рассматривание и сравнение разных по виду измерительных инструментов (деревянного, металлического, складного и др.), но одинаковых по длине (1 метр) способом приложения;

 

упражнение в измерении метром (длины и ширины комнаты, длины дорожки и др.).

 

Методика ознакомления с сантиметром

 

Последовательность обучения:

 

· подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром (например, мелкие предметы);

 

· продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая называется «сантиметр» («Что можно измерить сантиметром?»);

 

· обследовать новую мерку (взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром);

 

· изготовить линейку с сантиметровой шкалой без цифр (можно на готовую деревянную линейку наклеить полоску бумаги и сделать отметки);

 

· упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя подсчет количества отрезков;

 

· предложить для удобства расставить цифры («Считать деления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозначить цифрами») и измерить отрезки;

 

· рассмотреть фабричную линейку и сформулировать правила пользования линейкой при измерении.

 

Правила пользования сантиметровой линейкой:

 

1. Выбрать точку отсчета.

 

2. Приложить к началу протяженностичерточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой величины.

 

3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяженности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).

 

4. Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколько): «Длина коробки (карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров».

 

Упражнения

 

Определить длину и ширину прямоугольного листа бумаги.

 

Измерить стороны квадрата, прямоугольника, подтвердив их свойства.

 

Начертить геометрические фигуры указанного размера (отрезок, квадрат, треугольник и др.).

 

Определить на глаз длину отрезка и проверить линейкой.

 

Измерить данный отрезок и начертить другой, на 1 см длиннее.

 

Измерить два отрезка и начертить третий, равный по длине двум вместе взятым.

 

Вырезать полоску длиной 10 см и шириной 1 см (лучше использовать бумагу в клетку). Можно на базе этой деятельности познакомить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: