Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром
Предварительная работа
Обучение измерению длины условными мерками подготавливает детей к знакомству с общепринятыми мерами, названия которых они слышали от взрослых.
Методика ознакомления с метром
I. Экскурсия в магазин тканей:
· наблюдение за действиями продавца;
· рассматривание линейки длиной 1 метр;
· объяснение, что «метр» -- это название этого инструмента, потому что его длина 1 метр;
· специальная демонстрация способа измерения ткани метром;
· сравнение ширины разной ткани с метром на глаз и проверка линейкой (ширина ситца меньше метра, ширина шерсти больше метра);
· покупка ткани, тесьмы, ленты (2 м, 3 м,...).
II. Беседа на занятии:
· Что видели в магазине?
· Что и когда покупали со взрослыми?
· Где еще применяется измерение с помощью метра?
· Зачем нужна одинаковая для всех мерка -- метр? Рассматривание линейки-метра:
|
|
· Как называется эта мерка?
· Почему?
· Людям каких профессий она нужна?
III. Практическая деятельность:
обследование метровой линейки, сравнение ее длины с расстоянием между разведенными руками, с ростом детей;
рассматривание и сравнение разных по виду измерительных инструментов (деревянного, металлического, складного и др.), но одинаковых по длине (1 метр) способом приложения;
упражнение в измерении метром (длины и ширины комнаты, длины дорожки и др.).
Методика ознакомления с сантиметром
Последовательность обучения:
· подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром (например, мелкие предметы);
· продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая называется «сантиметр» («Что можно измерить сантиметром?»);
· обследовать новую мерку (взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром);
· изготовить линейку с сантиметровой шкалой без цифр (можно на готовую деревянную линейку наклеить полоску бумаги и сделать отметки);
· упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя подсчет количества отрезков;
· предложить для удобства расставить цифры («Считать деления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозначить цифрами») и измерить отрезки;
· рассмотреть фабричную линейку и сформулировать правила пользования линейкой при измерении.
Правила пользования сантиметровой линейкой:
1. Выбрать точку отсчета.
|
|
2. Приложить к началу протяженностичерточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой величины.
3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяженности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).
4. Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколько): «Длина коробки (карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров».
Упражнения
Определить длину и ширину прямоугольного листа бумаги.
Измерить стороны квадрата, прямоугольника, подтвердив их свойства.
Начертить геометрические фигуры указанного размера (отрезок, квадрат, треугольник и др.).
Определить на глаз длину отрезка и проверить линейкой.
Измерить данный отрезок и начертить другой, на 1 см длиннее.
Измерить два отрезка и начертить третий, равный по длине двум вместе взятым.
Вырезать полоску длиной 10 см и шириной 1 см (лучше использовать бумагу в клетку). Можно на базе этой деятельности познакомить.